Сани с воздушным винтом для передвижения по снегу были изобретены в 1903–1904 гг. инженером С.С. Неждановским, который работал при аэродинамическом институте, основанном Н. Жуковским. Статья об этом изобретении была размещена в журнале «Воздухоплаватель» в 1905 году. А в 1907 году на московской фабрике «Дукс» был построен и испытан «лыжный автомобиль» Ю.А. Меллера, сконструированный им совместно с инженером А.Д. Докучаевым.
Аэросани и их конструктор Калугин И.М.
Время создания
1929
Место создания
Вичуга
Размер
12x17 см
Техника
фотобумага, картон
Коллекция
Выставка
8
Открыть в приложении#23
#2
АЭРОСАНИ. Сани, движущиеся при помощи пропеллера; снегоход.
Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (1935–1940)
#3
История появления
#5
Опытный образец «лыжного автомобиля» имел мотор «Дион Бутон» мощностью 3,5 л. с. Через год эта машина получила название — аэросани.
#4
Изобретение аэросаней русскими инженерами имело огромное значение для России с её необъятными просторами, на которых снежный покров держится по несколько месяцев. Применение подобного вида транспорта позволило бы со временем сделать доступными отдаленные районы Севера и Сибири, увеличить скорость связи между регионами в зимний период мог лишь такой механический транспорт.
Уже в 1909 году на заводе «Дукс» выпустили двухместные аэросани с более мощным двигателем ENV. А в январе 1910 года аэросани собственной конструкции испытал знаменитый в будущем авиаконструктор И.И. Сикорский.
Новым видом передвижения по снегу заинтересовалось военное ведомство России и в 1912 году заказало Русско-Балтийскому заводу партию транспортных аэросаней.
С началом Первой мировой войны аэросани хорошо зарекомендовали себя на фронте. Уже зимой 1914–1915 года они использовались для разведки, связи, обеспечения транспортом при выполнении боевых операций, осуществлении подвоза боеприпасов и другое. Таким образом выявилась острая необходимость в новых поставках.
#6
С 1915 г. автомобильный отдел Всероссийского Земского Союза (ВЗС) в Москве наладил производство аэросаней ВЗС конструкции Кузина.
#11
Предприятие, которым руководил профессор Н.Р. Бриллинг, выпускало аэросани в трёх-, четырёх- и пятиместном (разведывательный, связной и санитарный) вариантах.
#9
Санитарные аэросани (ЦАГИ)
На сборку одного экземпляра уходило два месяца. Было выпущено всего 24 единицы. Этого количества явно не хватало для покрытия потребностей фронта, поэтому в войсках строились аэросани по оригинальным проектам.
#8
Революционные события 1917 года и Гражданская война прервали выпуск аэросаней. На фронтах Гражданской войны Красная армия располагала весьма ограниченным числом аэросаней, в основном марки ВЗС, гораздо шире они применялись в армиях интервентов: на Дальнем Востоке у японцев, на севере — у англичан, были аэросани и в армии Колчака.
Интерес к аэросаням вернулся в 1919 году благодаря пионеру воздухоплавания Н. Жуковскому. Он стал инициатором создания Комиссии по производству аэросаней («Компас»). В начале 1920 года началась постройка серии аэросаней «Бе-Ка», созданных по проекту Бриллинга и Кузина. Но за год было сделано лишь 10 аэросаней. Часть этих машин попала на фронт и участвовала в боевых действиях, трое саней использовались при ликвидации кронштадтского мятежа.
Даже после смерти Жуковского в 1921 году и прекращения деятельности «Компаса» в 1922 году работа по развитию производства аэросаней не остановилась. Теперь было образовано два основных центра по изучению и опытному производству аэросаней — Центральный авиагидродинамический институт (ЦАГИ) и Научный автомоторный институт (НАМИ). Усилиями инженеров институтов НАМИ и ЦАГИ до 1939 года были созданы более двадцати конструкций. Однако проблема недостаточного объема производства аэросаней оставалась не решенной.
Для привлечения внимания властей и народа в целом к необходимости развития производства нового вида транспорта с высокими возможностями скорости доступа и связи с отдаленными районами в суровых условиях зимы советские инженеры НАМИ и ЦАГИ организовали аэросанные пробеги с подробным освещением в СМИ.
Они проходили по следующим маршрутам:
* Февраль 1922, Москва — Тверь — Москва (384 км, 8 аэросаней).
* 1924, Москва — Нижний Новгород — Москва (800 км, 11 аэросаней).
* 1926, Москва — Ленинград — Москва (1400 км).
* 1927, Москва — Ленинград — Ладога — Череповец — Вологда — Ярославль — Москва (2450 км).
* 1929, Всесоюзный аэросанный пробег по маршруту Москва — Ярославль — Кострома — Кинешма — Юрьевец — Макарьев — Мантурово — Котельнич — Вятка — Глазов — Пермь — Воткинск — Ижевск — Казань — Чебоксары — Нижний Новгород — Владимир — Москва (3625 км, 4 аэросаней).
Итогом этого проекта в конце 1920–1930-е г. г. стал настоящий «аэросанный бум» среди конструкторов, как инженеров, работавших в институтах, так и одиночек-изобретателей. На основании рассмотрения результатов пробегов конструкции дорабатывались и выпускались уточнённые чертежи. Иногда статьи о технических новинках публиковали в журнале «За рулем», где новаторы-изобретатели могли черпать идеи для своих проектов.
#7
Фото. Калугин Иван Михайлович — начальник электроцеха прядильно-ткацкой фабрики имени В.П. Ногина. Вичуга, 1929 год
Одним из таких конструкторов-одиночек был вичугский изобретатель Калугин Иван Михайлович. Он явно был свидетелем Всесоюзного аэросанного пробега 1929 года, который проходил через Кинешму. Под впечатлением от возможностей нового вида транспорта Калугин И.М. создал собственные аэросани к концу 1929 года.
#12
Фото. Аэросани (конструктор Калугин И.М.). Вичуга, 28 апреля 1929 года
По проекту Калугина сани были четырёхместные, имели мотор «Холл-Скотт» и развивали скорость в 45-50 км при нагрузке в полтонны. Этот факт засвидетельствован справкой Вичугского райсовета ОСОАВИАХИМА.
#13
Справка Вичугского райсовета ОСОАВИАХИМа, удостоверяющая имя вичугского конструктора аэросаней Калугина И.М.
Кроме того аэросани Калугина прошли испытание на участке почтовой аэросанной линии Архангельск — Пинега в 220 км и показали удовлетворительные результаты.
Об этом свидетельствует статья из журнала «За рулем» № 2 (35) январь 1930 г.
#14
Массовое серийное производство советских снегоходов было налажено лишь в первой половине 1930-х годов. Сначала производилось около сотни аэросаней в год. Сильным толчком к массовому производству аэросаней была Советско-финская война.
#15
Бронированные аэросани НКЛ-26 в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
В начале 1940-х счёт произведённых аэросаней пошёл уже на тысячи. Уже в конце декабря 1941 года и январе 1942 года в Красной Армии действовали первые транспортные аэросанные батальоны, укомплектованные новыми боевыми аэросанями НКЛ-26 и РФ-8, транспортными НКЛ-16/41 и позднее НКЛ-16/42.
#16
Ярким примером применения аэросаней в боях является ожесточенное сопротивление 16-я армии под командованием К.К. Рокоссовского, состоящей из десятка аэросанных боевых и транспортных батальонов. Благодаря им в начале 1942 года гитлеровская армия отступила от границы Москвы.
#17
Этот факт в последствии нашел отражение в книге «Солдатский долг», автором которой был сам К.К. Рокоссовский.
Аэросани в своем развитии прошли путь от примитивного низко технологичного транспортного средства к тому виду транспорта, который в современном мире является быстроразвивающимся техническим средством передвижения, которое имеет немалые отличия.
В послевоенное время аэросани использовались в качестве быстроходного транспорта в труднодоступных районах крайнего севера, дальнего востока и Казахстана.
#18
Аэросани «Север-2»
Одними из самых узнаваемых являются аэросани «Север-2», представляющие собой автомобиль «Победа» на лыжах и с авиационным двигателем. Конструкторским Бюро Н.И. Камова разработали в 1959 году аэросани «Север2» серийный выпуск составлял сто моделей.
#19
Аэросани КА-30
В 1962 году завод «Прогресс» выпускает в производство серию усовершенствованных аэросаней Ка-30. Предприятием «Дальмашзавод» в 1966 году выпускалось до 30 моделей за год. За год транспорт пробегал до 15 тыс. км. В летнюю пору машину оборудовали поплавками и применяли для передвижения по рекам в качестве глиссеров. Сняты с эксплуатации в 1980 году из-за износа.
#20
Аэросани «Амфибия»
Позже появились модели без лыж и с плоским дном, способные передвигаться как по снегу, так и по воде. Подобные аэросани «Амфибия» способны развивать скорость более 80 км/ч как на воде, так и на снегу.
#21
Снегоход «Тайга» («Русская механика», г. Рыбинск)
Сегодня аэросани применяются не так широко, как 40 лет назад, что вызвано массовым распространением снегоходов и прочей снегоходной техники, которая в ряде случаев может быть эффективнее аэросаней.
#22
Вичугский городской художественный музей
читать дальшескрыть
Аэросани и их конструктор Калугин И.М.
Время создания
1929
Место создания
Вичуга
Размер
12x17 см
Техника
фотобумага, картон
Коллекция
Выставка
8
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться