Струнный ударный клавишный инструмент с корпусом крыловидной формы. Корпус фанерован красным деревом и имеет накладные бронзовые украшения. Внутренняя часть корпуса закрыта щитом, обтянутым зелёным шелком; щит в нижней части корпуса имеет 4 прорезные отверстия треугольной формы. Имеются 2 вирбельбанка для басовых струн (один из них повторяет форму деки; на нем же отсекающие штифты басовых струн); отсекающие штифты дискантовых струн расположены под клавиатурой; штег в форме «S» с двойным для басовых и одинарным для дискантовых струн штифтами; механика «венская», расположена вместе с демпферами под клавиатурой; 6 педалей: 3 левых — выключение демпферов, 3 правых — сдвиг клавиатуры.
Фортепиано вертикальное (Жираф)
Время создания
Первая четверть XIX в.
Место создания
Россия, Москва (?); Австрия, Вена (?)
Размер
230х102,2х57 см
Техника
дерево, бронза, шелк, фанеровка, декорирование
Коллекция
13
Открыть в приложении#6
Неизвестный мастер
Фортепиано вертикальное «Жираф»
#2
#3
Пианино с таким неожиданным названием и такой необычной формы было изобретено в Англии в начале XIX века. Этот инструмент был сконструирован как альтернатива роялям, занимавшим много места в помещении. В рояле струны располагаются горизонтально, параллельно полу, а в пианино-жирафе струны располагаются вертикально, поэтому при почти таком же богатом звучании, разве что несколько менее громком, оно занимает очень небольшую площадь в комнате. Иногда его еще называют пианино-арфа.
#4
Звуки извлекают из струн специальные молоточки, ударяющие по ним после нажатия на клавиши, а при отпускании клавиш на струны опускаются мягкие подушечки — демпферы, они останавливают колебания струн и заглушают звук. В зависимости от силы и способов нажатия клавиш пианино позволяет воспроизводить множество звуковых нюансов.
Пианино — это клавишный музыкальный инструмент, струнный, ударный (из-за способа извлечения звуков ударами молоточков). Ведет свой род оно от клавесина.
Пианино — это клавишный музыкальный инструмент, струнный, ударный (из-за способа извлечения звуков ударами молоточков). Ведет свой род оно от клавесина.
#8
В истории фортепианостроения обращает на себя внимание упорное стремление многих поколений мастеров к изготовлению инструментов традиционно длиннострунных, но при этом малогабаритных.
В результате не позднее середины XVIII века появился ряд вариантов так называемого «фортепиано вертикального». Идея их изобретения была обусловлена исключительно бытовыми целями и состояла в том, чтобы корпус инструмента — «крыло» (к 1820-м гг. его типичные длина/ширина равнялись 2,5 × 1,5 м), не меняя конструкции деки, струн и прочего, поставить вертикально.
В этих случаях владельцы, обладая крупногабаритным инструментом, могли прислонить его к стене, существенно сэкономив, тем самым, площадь своего жилища. Став пристенным, фортепиано во многом становилось частью мебельного убранства — даже украшения (!) — того или иного интерьера. Данное обстоятельство обусловило и внешний вид этой «клавишной мебели»: характерную для фортепиано крыловидную форму стали облекать в субкорпуса, придавая им очертания шкафа (отсюда субназвание «шкаф-фортепиано»), или буфета («буфет-фортепиано»), пирамиды («пирамидальное фортепиано»), лиры («лира-фортепиано»), кабинета («кабинет-фортепиано») и вплоть до … жирафа (!) («фортепиано-жираф»).
Несмотря на то что эти инструменты (особенно те, что фанеровались ценными породами древесины, украшались золоченой бронзой, резьбой, маркетри и т. п.) нравились музицирующим везде и всегда, все же к 3-й четверти XIX в. в живой практике они перестали звучать, а сохранившиеся экземпляры перешли в разряд аттрактивной мебели. Увы, их конструкция оказалась в принципе не удачной (создав, при этом, все предпосылки для возникновения пианино, конструкция которого, наоборот, оказалась в принципе удачной…).
В результате не позднее середины XVIII века появился ряд вариантов так называемого «фортепиано вертикального». Идея их изобретения была обусловлена исключительно бытовыми целями и состояла в том, чтобы корпус инструмента — «крыло» (к 1820-м гг. его типичные длина/ширина равнялись 2,5 × 1,5 м), не меняя конструкции деки, струн и прочего, поставить вертикально.
В этих случаях владельцы, обладая крупногабаритным инструментом, могли прислонить его к стене, существенно сэкономив, тем самым, площадь своего жилища. Став пристенным, фортепиано во многом становилось частью мебельного убранства — даже украшения (!) — того или иного интерьера. Данное обстоятельство обусловило и внешний вид этой «клавишной мебели»: характерную для фортепиано крыловидную форму стали облекать в субкорпуса, придавая им очертания шкафа (отсюда субназвание «шкаф-фортепиано»), или буфета («буфет-фортепиано»), пирамиды («пирамидальное фортепиано»), лиры («лира-фортепиано»), кабинета («кабинет-фортепиано») и вплоть до … жирафа (!) («фортепиано-жираф»).
Несмотря на то что эти инструменты (особенно те, что фанеровались ценными породами древесины, украшались золоченой бронзой, резьбой, маркетри и т. п.) нравились музицирующим везде и всегда, все же к 3-й четверти XIX в. в живой практике они перестали звучать, а сохранившиеся экземпляры перешли в разряд аттрактивной мебели. Увы, их конструкция оказалась в принципе не удачной (создав, при этом, все предпосылки для возникновения пианино, конструкция которого, наоборот, оказалась в принципе удачной…).
#5
Жираф с открытыми и с закрытыми струнами
#7
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Фортепиано вертикальное (Жираф)
Время создания
Первая четверть XIX в.
Место создания
Россия, Москва (?); Австрия, Вена (?)
Размер
230х102,2х57 см
Техника
дерево, бронза, шелк, фанеровка, декорирование
Коллекция
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться