Это корабельный масляный фонарь, который в начале XX века использовали на малогабаритных судах без электричества. Устройство таких фонарей хорошо защищает огонь от ветра и брызг, а стекло дополнительно укреплено металлической решеткой.
Фонарь заправляли маслом для ламп: в него опускали фитиль, другой конец которого надежно фиксировали. Один из недостатков корабельного фонаря по сравнению с керосиновыми лампами — невозможность отрегулировать яркость огня.
Фонарь как переносной источник света имеет долгую историю. Первым фонарем можно назвать первобытный факел — деревянную палку с горящим концом. С течением времени люди обнаружили, что некоторые смолы, масла и воск дают особенно яркое свечение при горении.
Технологический прогресс в переработке нефти позволил выделять новые виды топлива, главным из которых в XIX веке стал керосин. Источники света с открытым огнем были общедоступны, но оставались опасными из-за угрозы возникновения пожаров и выделения токсичных продуктов: угарного газа, паров топлива, сажи.
В ряде европейских стран широкое развитие получило газовое освещение. Его преимуществом была возможность осветить большие площади в городах, здания и улицы. Газ поступал из общего хранилища по стальным или медным трубам, и его регулировали простым поворотом запорного крана. «Светильный газ» получали из жира морских животных: китов, дельфинов, тюленей, — а позднее из каменного угля.
Параллельно с развитием видов топлива менялась и конструкция портативных источников света. В каждом был свой наиболее выгодный способ сжигания, регулирование притока воздуха, материалы для усиления отдачи света и питания. Недолговечные фитили из растительных волокон стали пропитывать борной кислотой и волокнами асбеста для яркого свечения и полного сгорания.
В целях безопасности рабочее пламя ограждали металлическими сетками и стеклянными колпаками различной формы. Прообразом масляного фонаря стали лампы Арганда, в которых фитиль получал масло под постоянным напором, за счет чего пламя меньше коптило и светило ярче.