В экспозиции Липецкого областного краеведческого музея представлена фисгармония, изготовленная в Германии в конце XIX века фирмой Hofberg. Музыкальный инструмент, напоминающий пианино уменьшенных размеров, имеет клавиатуру обыкновенного фортепьяно, а также 11 регистров тембра. Звучащая основа фисгармонии — латунные планки со стальными проскакивающими язычками, которые приводятся в колебание воздухом. Воздух качается мехами, управляемыми ножными педалями. По звучанию фисгармония напоминает орган. Диапазон инструмента — пять октав.
Фисгармония — язычковый пневматический клавишный музыкальный инструмент, изобретение которого связано с акустическими опытами французского изобретателя Габриеля Жозефа Гренье. Ее предшественниками были инструменты, созданные мастерами первых гармоник. Среди них можно назвать переносной оркестрион, изготовленный мастером Раквитцем для известного немецкого органиста Георга Фоглера, а также «хоралеон» варшавского мастера Буннера, который использовался в небольших костелах для сопровождения хора. В середине того же столетия в результате усовершенствований, сделанных французским мастером Александром Франсуа Дебеном, фисгармония приобрела современный вид. Хотя еще в 1790-х годах Гренье начал свои опыты, цель которых была в создании так называемого выразительного органа, или органа с экспрессией. В 1810 году инструмент был запатентован и представлял собой нечто среднее между органом и фортепиано. В нем были меха, приводимые в действие ножной педалью, они подавали воздух на колеблющееся язычки, что было основой звукоизвлечения. Изобретение Гренье стало отправной точкой для ряда усовершенствований, которые привели к созданию фисгармонии и аккордеона и положили начало важной ветви в этой области музыкальных инструментов.
В России производство этих инструментов было развито слабо.
Несколько небольших фабрик и мастерских работали в Москве, Петербурге
и Киеве. В Бологом в 1887 году Дмитрий Митропольский открыл
специализированную фабрику по изготовлению фисгармоний, где делали
в основном небольшие переносные инструменты. Большие, стационарные
фисгармонии производились в единичных экземплярах. Поэтому в России
фисгармонии хотя и распространялись в большом количестве,
но почти исключительно иностранных марок.