Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Эрмитаж русской культуры»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Фелонь

Время создания
1699 год
Размер
169x85 см
Техника
парча, атлас, тафта, золотные нити, бить, трунцал, кружево, стекла, жемчуг;шитье, низание, огранка, плетение, вышивка
0
Открыть в приложении
#1
Фелонь
#2
Фелонью называют верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов. Такую одежду носил Иисус Христос — это подтверждают древние иконы, где Спаситель почти всегда изображен в плаще, надетом иногда на оба плеча, а иногда через одно плечо — именно так выглядели первые фелони. В древности это одеяние было исключительно белого цвета, со временем его начали делать из ткани, расшитой золотом или серебром.

С XVI–XVII веков фелони часто шили из тяжелой золотой парчи, так что их верх возвышался конусом над плечами. Чтобы верх одеяния из легких тканей выглядел так же, его стали изготавливать с жесткой подкладкой.

Эту фелонь подарил Троице-Сергиеву монастырю представитель древнего княжеского рода Алексей Шеин, сподвижник Петра I. Он был талантливым военачальником, выиграл баталию на Азове и первым в отечественной истории получил звание генералиссимуса. Умер боярин в 1700 году, и по семейной традиции был похоронен в обители преподобного Сергия рядом с отцом-воеводой.
Еще при жизни князь Алексей Шеин одаривал древнюю обитель роскошными подношениями. Фелонь с условным изображением на оплечье коронованного двуглавого орла он передал в монастырь за год до смерти.
Сложная композиция разработана талантливым художником, затем вышита драгоценными материалами в княжеской мастерской. В петровское время в орнаментах церковных облачений проявлялись символы Российской империи: царские короны и двуглавые орлы.
Фелонь сшита из нарядной парчи итальянского происхождения с густым травянисто-цветочным узором. На оплечье и на подоле — вышивка, имитирующая дорогое золотное кружево. Как правило, хозяйки мастерских были участницами творческих замыслов произведения, а нередко и сами нанизывали жемчуг и делали вышивку.
Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря есть запись:
#4
«207 (1699) году марта в 26 день боярин Алексей Семенович Шеин пожаловал вкладом ризу отласа золотного по белой земле травы золотные, оплечье шито золотом и серебром, в нем три круга, а в них пятнатцать полузерен жемчюжных, крест и звеска шиты золотом и серебром, подпушка отлас червчатой, по нем круживо вдвое золото и серебро шатрами, подпушка тафта зеленая, подложены дорогами желтыми».
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Фелонь

Время создания
1699 год
Размер
169x85 см
Техника
парча, атлас, тафта, золотные нити, бить, трунцал, кружево, стекла, жемчуг;шитье, низание, огранка, плетение, вышивка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%