Фаюмские портреты — самые ранние из известных образцов древней станковой портретной живописи. Они относятся к I–IV векам и выявляют органичное слияние древнеегипетской культуры с ее представлениями о необходимости сохранения после смерти облика двойника-Ка и древнеримской культуры с ее вниманием к индивидуальному образу личности.
Ранние работы фаюмских мастеров писались восковыми красками (энкаустикой). «Портрет пожилого мужчины» (I в.) выделяется документальной физиономической точностью, пластической лепкой лица, естественными красками.
В ряде портретов II века как символ посмертной славы использовался золотой фон, голову умершего украшал лавровый венок («Портрет юноши в золотом венке»).
В ряде портретов II века как символ посмертной славы использовался золотой фон, голову умершего украшал лавровый венок («Портрет юноши в золотом венке»).
Изображения III века исполнены в более условной манере. Объем сменила контурная линия, краски утратили свежесть и стали однотонными, одновременно усилилась экспрессивная выразительность взгляда.
Предпочтение духовного начала телесному было характерно для римского искусства III–IV веков и отражало кризисные явления в политической и духовной жизни античного общества.
В IV веке фаюмские портреты вышли из употребления.
Предпочтение духовного начала телесному было характерно для римского искусства III–IV веков и отражало кризисные явления в политической и духовной жизни античного общества.
В IV веке фаюмские портреты вышли из употребления.