Север безмолвен. Его краски серы, и, кажется, что в нем нет яркости свежих цветов. Он отрешенно стоит перед вами, не стесняясь опустошенных просторов, возвышающихся сопок, низин и насыщенных водоемов. Тайга и тундра — те леса, которые вы считаете скупой природой севера. Художник, который сможет поменять ваше представление о колорите Кольского края — наш земляк, Василий Григорьевич Баранов (1912–1978). Его можно по праву назвать «художественным летописцем» севера. У каждого человека разный взгляд на родной край, но именно у нашего соотечественника нет серых тонов и скучного представления. Лирические пейзажи у Василия Григорьевича полнятся серебристыми красками, которые передают холодный свет северного солнца, который льется прямо с низкого неба. Наверное, каждому, кто вырос за Полярным кругом, в детстве говорили, что такое солнце «светит, но не греет». Но именно в работах Баранова есть тепло. Оно исходит прямо из сердца сдержанной композиции и цветов, которые с абсолютной точностью передают характер изображаемых пейзажей, показывая искрящуюся красоту пленительного севера.
Известный в Мурманской области живописец и график, заслуженный работник культуры РСФСР (с 1976 г.) и член союза художников (с 1961 г.), рожденный в 1912 году в центральной России (Смоленская область), Василий Григорьевич Баранов — человек, личность которого сложилась в стечении исторических и судьбоносных для него событий. Юность прошла в послереволюционные годы, а в более зрелые годы художник защищал Заполярье на флоте во время Великой Отечественной войны. В прифронтовом Мурманске Василий Баранов находил возможность делать зарисовки и писать этюды. Именно поэтому большая часть работ художника связана с морской и военной тематикой. Помимо этого, он изображает природу и города Мурманской области, деятельность людей, которые живут в условиях Заполярья.
Также Василий Григорьевич Баранов удачлив как портретист, успех его заложен в умении видеть достоверный образ человека, заложенного где-то в подсознательном. В живописи художник пришел к своему стилю и совокупности собственных выразительных средств к концу 1960-х годов. К этому времени относится и одна из его самых выразительных работ — «Портрет финского художника Рейдара Серастёниеми».