Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «НЭП: хлеба и зрелищ!»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Эскиз к спектаклю «Красный вихрь»

Время создания
1924 год
Место создания
СССР. Ленинград
Размер
41,2x33,1 см
Техника
графитный карандаш, акварель, бумага
8
Открыть в приложении
#1
Чупятов Л.Т.
Эскиз к спектаклю «Красный вихрь»
#2
29 октября 1924 года Ленинградский театр оперы и балета (бывший Мариинский) показал премьеру спектакля «Красный вихрь». Однако, в рецензиях появилось определение более понятное: «революционизированный балет». Действительно, это был первый балет на тему революции и вторая попытка балетмейстера Федора Лопухова создать большой бессюжетный программный балет. Первая попытка — танцсимфония «Величие мироздания» на музыку 4-й симфонии Бетховена (1923) — на премьере провалилась. На этот раз балетмейстер в содружестве с ярким представителем музыкального авангарда композитором Владимиром Дешевовым, музыкой которого восхищался его знаменитый современник, французский авангардист Дариюс Мийо, намеревался создать средствами танца обобщенный образ революции, нечто в духе «Мистерии-буфф» Маяковского. В прошлом классический танцовщик, воспитанный в традициях Мариуса Петипа, Лопухов, считая классический танец основой основ, тем не менее стремился обогатить его новыми средствами выразительности, смело вводил в балет акробатику и гротеск, использовал новаторские приемы оформления спектаклей.
#3
Федор Лопухов. 1933 год
Первый «процесс», то есть первый акт балета изображал борьбу революционных сил с контрреволюционными условно-символически; второй — переводил эту борьбу в реалистический план, в музыке возникали интонации «улицы», звучала тема песни «Яблочко» (впервые в балете!), на смену приемам классического танца, соединенного с акробатикой, приходили гротескно-бытовые движения. Завершалось все это «смычкой города с деревней» и общей устремленностью в светлое революционное будущее. В одной из рецензий этот опыт расценили как «попытку сразу, одним движением, одним указом перевести стрелку балетного механизма». «Красный вихрь» прошел всего три раза.
#5
Хореография балета никак не зафиксирована и реконструкции не подлежит. Партитура осталась в рукописи, как и почти вся музыка Владимира Дешевова (только теперь, в XXI веке, она постепенно начинает оживать в связи с общим интересом к русскому авангарду 1920-х). Иное дело — решение этого странного спектакля. «Красный вихрь» оформлял Леонид Чупятов, в молодости связанный с «Миром искусства», затем — ученик и последователь Петрова-Водкина, живописец, график, архитектор, теоретик искусства и — главное — художник театра, искавший кардинальных перемен в сценографии. Действие «Красного вихря» развивалось на пустой сцене, единственным убранством которой служили огромные живописные задники. В первом «процессе» плоскости разных оттенков красного были экспрессивно закручены спиралью; по мере наступления «революционных сил» включалась все более интенсивная подсветка, и это создавало дополнительную иллюзию вихревого движения. Во втором «процессе» красная пятиконечная звезда приобретала очертания огромного наполненного ветром паруса, устремленного вперед, к светлому будущему. А от эскиза костюма Звезды (красное полотнище, концы которого закреплены на запястьях и щиколотках балерины), приходят в изумление те, кто занимается танцем модерн: «Как? Это придумали почти сто лет назад?». Леонид Чупятов умер в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года.
#6
читать дальшескрыть

Эскиз к спектаклю «Красный вихрь»

Время создания
1924 год
Место создания
СССР. Ленинград
Размер
41,2x33,1 см
Техника
графитный карандаш, акварель, бумага
8
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%