29 октября 1924 года Ленинградский театр оперы и балета (бывший Мариинский) показал премьеру спектакля «Красный вихрь». Однако, в рецензиях появилось определение более понятное: «революционизированный балет». Действительно, это был первый балет на тему революции и вторая попытка балетмейстера Федора Лопухова создать большой бессюжетный программный балет. Первая попытка — танцсимфония «Величие мироздания» на музыку 4-й симфонии Бетховена (1923) — на премьере провалилась. На этот раз балетмейстер в содружестве с ярким представителем музыкального авангарда композитором Владимиром Дешевовым, музыкой которого восхищался его знаменитый современник, французский авангардист Дариюс Мийо, намеревался создать средствами танца обобщенный образ революции, нечто в духе «Мистерии-буфф» Маяковского. В прошлом классический танцовщик, воспитанный в традициях Мариуса Петипа, Лопухов, считая классический танец основой основ, тем не менее стремился обогатить его новыми средствами выразительности, смело вводил в балет акробатику и гротеск, использовал новаторские приемы оформления спектаклей.
Эскиз к спектаклю «Красный вихрь»
Время создания
1924 год
Место создания
СССР. Ленинград
Размер
41,2x33,1 см
Техника
графитный карандаш, акварель, бумага
Выставка
8
Открыть в приложении#1
Чупятов Л.Т.
Эскиз к спектаклю «Красный вихрь»
#2
#3
Федор Лопухов. 1933 год
Первый «процесс», то есть первый акт балета изображал борьбу революционных сил с контрреволюционными условно-символически; второй — переводил эту борьбу в реалистический план, в музыке возникали интонации «улицы», звучала тема песни «Яблочко» (впервые в балете!), на смену приемам классического танца, соединенного с акробатикой, приходили гротескно-бытовые движения. Завершалось все это «смычкой города с деревней» и общей устремленностью в светлое революционное будущее. В одной из рецензий этот опыт расценили как «попытку сразу, одним движением, одним указом перевести стрелку балетного механизма». «Красный вихрь» прошел всего три раза.
#5
Хореография балета никак не зафиксирована и реконструкции не подлежит. Партитура осталась в рукописи, как и почти вся музыка Владимира Дешевова (только теперь, в XXI веке, она постепенно начинает оживать в связи с общим интересом к русскому авангарду 1920-х). Иное дело — решение этого странного спектакля. «Красный вихрь» оформлял Леонид Чупятов, в молодости связанный с «Миром искусства», затем — ученик и последователь Петрова-Водкина, живописец, график, архитектор, теоретик искусства и — главное — художник театра, искавший кардинальных перемен в сценографии. Действие «Красного вихря» развивалось на пустой сцене, единственным убранством которой служили огромные живописные задники. В первом «процессе» плоскости разных оттенков красного были экспрессивно закручены спиралью; по мере наступления «революционных сил» включалась все более интенсивная подсветка, и это создавало дополнительную иллюзию вихревого движения. Во втором «процессе» красная пятиконечная звезда приобретала очертания огромного наполненного ветром паруса, устремленного вперед, к светлому будущему. А от эскиза костюма Звезды (красное полотнище, концы которого закреплены на запястьях и щиколотках балерины), приходят в изумление те, кто занимается танцем модерн: «Как? Это придумали почти сто лет назад?». Леонид Чупятов умер в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года.
#6
СПбГМТИМи
читать дальшескрыть
Эскиз к спектаклю «Красный вихрь»
Время создания
1924 год
Место создания
СССР. Ленинград
Размер
41,2x33,1 см
Техника
графитный карандаш, акварель, бумага
Выставка
8
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться