Запрестольной иконой назывался образ, который располагался в церкви за престолом — высоким столом в алтарной части. Лик могли размещать на стене, делать в виде витража или устанавливать на древке. В последнем случае икона была двусторонней. На одной стороне писали икону Божьей Матери, чаще всего — Одигитрию. Так назывался образ Богородицы с Иисусом-Младенцем на левой руке. В переводе с греческого «Одигитрия» означала «Указующая путь», «Путеводительница».
Двусторонняя запрестольная икона
Время создания
XVI-XVII века
Размер
74x40 см
74х40х3 см
74х40х3 см
Техника
Дерево, темпера, тиснение по левкасу, резьба
2
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Двусторонняя запрестольная икона
#2
#4
Николай Чудотворец
#5
На оборотной стороне запрестольной иконы изображали лик святого, которого почитали в этой местности. На Руси чаще всего изображали святого Николая Мирликийкого. Николай Чудотворец был архиепископом города Миры в государстве Ликия в III веке нашей эры и прославился чудесами. Он спас многих невинных от незаслуженной казни, а также воскресил утонувшего моряка. Однажды Святой Николай спас от бесчестия трёх девушек, которых их нищий отец собирался сделать блудницами, чтобы заработать денег. Чудотворец подбросил в их дом через окно мешочек золотых монет. Они попали в чулок, который сушился у очага. Отсюда родилась христианская традиция прятать рождественские подарки в чулки у камина, а Святой Николай Мирликийский стал прообразом современного католического Санта-Клауса.
Во времена гонений на христиан при царе Диоклетиане святого Николая заключили в темницу и долго пытали. В начале IV века к власти пришёл император Константин I и приказал отпустить Чудотворца. В 325 году Николай Мирликийский участвовал в Первом Вселенском соборе — собрании духовных чинов, на котором приняли основной постулат христианства — Троицу. До этого не все священники признавали единство Отца, Сына и Святого Духа.
Во времена гонений на христиан при царе Диоклетиане святого Николая заключили в темницу и долго пытали. В начале IV века к власти пришёл император Константин I и приказал отпустить Чудотворца. В 325 году Николай Мирликийский участвовал в Первом Вселенском соборе — собрании духовных чинов, на котором приняли основной постулат христианства — Троицу. До этого не все священники признавали единство Отца, Сына и Святого Духа.
#6
Выносные иконы
#7
Запрестольные иконы могли быть и выносными. Их использовали во время религиозных шествий, например рождественских и пасхальных крестных ходов. А когда на город нападали враги, такую икону устанавливали над крепостными воротами. Считалось, что образ мог спасти город от уничтожения.
Выносные иконы существовали с давних времён, из них самая ранняя русская икона датируется XII веком. Образ из коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийска написали ярославские мастера в XVI–XVII веках.
Выносные иконы существовали с давних времён, из них самая ранняя русская икона датируется XII веком. Образ из коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийска написали ярославские мастера в XVI–XVII веках.
#8
Иконография
#9
Богородицу изобразили в пурпурной накидке — мафории и тунике синего цвета. Пурпурный цвет символизировал царственность Божьей Матери, а синий — её духовную чистоту. Со временем цвета изменились: потемнели и приобрели желтоватый оттенок. Писали икону на деревянной доске, покрытой паволокой — льняной тканью и левкасом — смесью мела, клея и масла.
#10
Николая Мирликийского изобразили в одеянии священника с Евангелием в левой руке. Мантию святого декорировали узорчатым тиснением по левкасу, а фон и рамку — резным орнаментом со звёздами. Исследователи предполагают, что левкас для тиснения нанесли не в XVI–XVII века, а позже — в XIX веке.
#11
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Двусторонняя запрестольная икона
Время создания
XVI-XVII века
Размер
74x40 см
74х40х3 см
74х40х3 см
Техника
Дерево, темпера, тиснение по левкасу, резьба
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться