Печные дверцы по типу делятся на герметические (с наружным засовом-коромыслом) и простые (внутренняя щеколда закрывается снаружи ручкой вертушкой). В коллекции нашего музея представлена простая дверца.
Часто дверки выпускались парными — большая (топочная) и меньшего размера (поддувальная или вьюшечная). Данное соотношение свидетельствует, скорее всего, о том, что большую часть коллекции составляет печная фурнитура русской печи, в которых вместо топочных дверок были заслонки, закрывавшие устье печи. К сожалению ни одной заслонки от русской печи в фондовом собрании музея нет. Поддувальные дверки устанавливались в нижней части дымовой трубы, над хайлом (частью русской печи, служащей для выпуска дыма), для удобства использования дымовой заслонки (вьюшки). Поэтому такие дверцы часто называют вьюшечные.
Украшение поля чугунной дверки различными рельефными изображениями позволяет отнести эти изделия в виду декоративно-прикладного искусства, к созданию которого причастны не только скульптор-модельщик, создающий модель будущего предмета, но и формовщик и даже чистильщик.
Исключительный декоративный эффект достигается использованием различных типов орнамента — растительного и геометрического. Сочетание разнообразных орнаментальных форм — розеток и линий, веток и цветов, шнуровых и простых линеек и кантов, гроздьев и листков деревьев, различных вычурных картушей создает удивительное впечатление. Ну и, несомненно, этот эффект усиливается при сочетании жанровых сюжетов с орнаментальными элементами, а также в композициях типа «натюрморт». При минимуме художественных средств достигается значительный эстетический результат: дверки с сюжетными композициями хочется рассматривать и любоваться ими, как настоящими произведениями искусства. Забываешь даже, что перед тобой массивная утилитарная вещь — чугунная дверь для печи.
Литые печные дверки выпускались на многих заводах. Судя по надписи на оборотной стороне дверки, наш экспонат выпущен на фабрике Людиново.
Часто дверки выпускались парными — большая (топочная) и меньшего размера (поддувальная или вьюшечная). Данное соотношение свидетельствует, скорее всего, о том, что большую часть коллекции составляет печная фурнитура русской печи, в которых вместо топочных дверок были заслонки, закрывавшие устье печи. К сожалению ни одной заслонки от русской печи в фондовом собрании музея нет. Поддувальные дверки устанавливались в нижней части дымовой трубы, над хайлом (частью русской печи, служащей для выпуска дыма), для удобства использования дымовой заслонки (вьюшки). Поэтому такие дверцы часто называют вьюшечные.
Рисунки на дверцах или декоративное убранство разрабатывались художниками. Дверца была художественным изделием и широко использовалась среди всех слоев населения. На ряде печных изделий можно встретить клейма заводов, которые помогают определить, когда и где был изготовлен тот или иной предмет.
Украшение поля чугунной дверки различными рельефными изображениями позволяет отнести эти изделия в виду декоративно-прикладного искусства, к созданию которого причастны не только скульптор-модельщик, создающий модель будущего предмета, но и формовщик и даже чистильщик.
Исключительный декоративный эффект достигается использованием различных типов орнамента — растительного и геометрического. Сочетание разнообразных орнаментальных форм — розеток и линий, веток и цветов, шнуровых и простых линеек и кантов, гроздьев и листков деревьев, различных вычурных картушей создает удивительное впечатление. Ну и, несомненно, этот эффект усиливается при сочетании жанровых сюжетов с орнаментальными элементами, а также в композициях типа «натюрморт». При минимуме художественных средств достигается значительный эстетический результат: дверки с сюжетными композициями хочется рассматривать и любоваться ими, как настоящими произведениями искусства. Забываешь даже, что перед тобой массивная утилитарная вещь — чугунная дверь для печи.
Литые печные дверки выпускались на многих заводах. Судя по надписи на оборотной стороне дверки, наш экспонат выпущен на фабрике Людиново.