Профессиональный художник Федор Марков продолжает традиции якутской косторезной школы, для которой характерны цельность, сдержанность чувств и минимализм в обработке материала. Он учился резьбе по кости в Якутском в художественном училище (г. Якутск), а затем долгое время работал на фабрике народных промыслов «Сардаана» ювелиром и мастером-косторезом.
Главный интерес Маркова — это миниатюрные скульптурные композиции. В них он гармонично сочетает современные реалии с древними пластами национальной культуры и истории.
В последнее время художник часто обращается к героям якутских мифов. Произведение «Дух озера» Марков создал в 1997 году из бивня мамонта. Этот материал, редкий и неповторимый по своей красоте, является востребованным из-за своей красивой, безупречной структуры и неповторимых природных оттенков.
Автор изобразил фигуру добродушного старика, который сидит верхом на хвосте карася. На самом деле это Кёх Боллох Тойон — хозяин водных глубин и покровитель рыболовства. С якутского языка его имя переводится как «господин сине-зеленый бугор». Он одет в чешую и рыболовные сети, а его волосы и борода состоят из водорослей.
В культуре народа саха высоко почитали хозяина воды. Например, существовало поверье, что нельзя ронять в прорубь железные вещи, чтобы не поранить Кёх Боллох Тойона. Его просили о богатом улове, и, чтобы умилостивить, иногда приносили жертву — на берегу разжигали костер и кидали в него кости.
Марков уделил внимание декоративному оформлению фигур. Он проработал в деталях лицо хозяина, рыбью чешую и плавники карася. Разнонаправленные пластичные линии, выполненные в низком рельефе, придают работе энергичный ритм. Автор изображает Кёх Боллох Тойона в образе лихого наездника, он оседлал карася и скользит по водной стихии.
Фигура карася по размеру не уступает его хозяину. Эта рыба обитает во многих озерах Республики и составляет важную часть рациона якутов. Несколько раз в год местные жители собираются на зимнюю рыбалку Мунха — праздник подледного лова карасей. Это важное событие, на которое приезжают семьями и деревнями с самых отдаленных районов Якутии. Так, Марков соединил в «Духе озера» фольклорный мотив и «живую» национальную традицию.