В русской лошадиной упряжи часто использовали дугу. Это устройство было призвано облегчить труд лошади. Во-первых, благодаря дуге вся конструкция становилась более жесткой. Лошадь, запряженная таким способом, не тянула повозку за собой, а толкала ее, что значительно облегчало ее труд. Во-вторых, дуга, сопряженная с другими элементами конской упряжи, предохраняла лошадь от ударов хомутом или оглоблями.
Размер дуги всегда подбирался индивидуально под лошадь и зависел от габаритов животного, а также от веса и размера повозки. Различали дуги для запряжки одной лошади и для тройки. Дуга из музейной коллекции предназначена для одиночной запряжки. Для каждой лошади предпочитали изготавливать отдельную дугу.
Дерево для этой цели выбирали прочное: вяз, дуб, лещину. Заготовку необходимо было сделать ранней весной, когда деревья еще не успели набрать сок. Будущую дугу распаривали в бане или специальной парилке, после чего помещали в дужный станок и при помощи лошадиной силы загибали, вбивая по загибу клинья. Далее изделие оставляли сушиться в загнутом положении на несколько недель. После этого заготовку можно было обрабатывать. Необходимыми элементами для работы были пазы для оглобель. Также дугу нужно было отшлифовать, после чего мастер мог нанести резной узор, как на представленном экспонате, и раскрасить его.
Долгое время эти украшения не рассматривались исследователями народной культуры как нечто значимое. Интерес к дуге как к произведению искусства возник лишь в XIX веке. В 1877 году появились публикации с изображениями резных дуг в издании исследователя Ивана Голышева «Памятники старинной русской резьбы по дереву во Владимирской губернии». В том же году вышла статья археолога Владимира Стасова «Дуга и пряничный конек». В ней Стасов ставит вопросы о времени появления дуги у русских, о художественных особенностях ее убранства, об образном смысле узоров, которыми украшали этот предмет. Также он отмечает древность мотивов в орнаментации дуг и выделяет розетки — солнечные символы, мотивы трилистников, виноградных лоз, изображение земли в виде треугольной горки.
Размер дуги всегда подбирался индивидуально под лошадь и зависел от габаритов животного, а также от веса и размера повозки. Различали дуги для запряжки одной лошади и для тройки. Дуга из музейной коллекции предназначена для одиночной запряжки. Для каждой лошади предпочитали изготавливать отдельную дугу.
Дерево для этой цели выбирали прочное: вяз, дуб, лещину. Заготовку необходимо было сделать ранней весной, когда деревья еще не успели набрать сок. Будущую дугу распаривали в бане или специальной парилке, после чего помещали в дужный станок и при помощи лошадиной силы загибали, вбивая по загибу клинья. Далее изделие оставляли сушиться в загнутом положении на несколько недель. После этого заготовку можно было обрабатывать. Необходимыми элементами для работы были пазы для оглобель. Также дугу нужно было отшлифовать, после чего мастер мог нанести резной узор, как на представленном экспонате, и раскрасить его.
Долгое время эти украшения не рассматривались исследователями народной культуры как нечто значимое. Интерес к дуге как к произведению искусства возник лишь в XIX веке. В 1877 году появились публикации с изображениями резных дуг в издании исследователя Ивана Голышева «Памятники старинной русской резьбы по дереву во Владимирской губернии». В том же году вышла статья археолога Владимира Стасова «Дуга и пряничный конек». В ней Стасов ставит вопросы о времени появления дуги у русских, о художественных особенностях ее убранства, об образном смысле узоров, которыми украшали этот предмет. Также он отмечает древность мотивов в орнаментации дуг и выделяет розетки — солнечные символы, мотивы трилистников, виноградных лоз, изображение земли в виде треугольной горки.