Красный лабораторный фонарь — важный элемент в фотолаборатории, использующийся для проявки светочувствительных материалов. В качестве источника света раньше использовалась свеча, современные модели используют лампу накаливания. Фильтр лампы изготавливался из разных материалов. Например, из стекла, ткани, ацетата, бумаги. Ткань или матовые стекла имели свойство рассеивать свет, что позволяло равномерно освещать комнату. Цвет фильтра мог быть красным, оранжевым, желто-зеленым.
Складные фонари рекламировались для использования во время путешествий и для пейзажных съемок. В них, как правило, в качестве источника света использовались свечи. Нельзя забывать, что в XIX веке принадлежности для съемки были довольно громоздкими. Отправляясь в путешествие, фотограф брал с собой тяжелую камеру, треногу, черное покрывало, а также тщательно упакованные в специальный ящик стеклянные фотопластины. Кроме того, ему была нужна складная дорожная фотолаборатория, так как обработанные светочувствительным веществом фотопластины быстро высыхали и требовали немедленной проявки. Поэтому для лабораторной обработки требовалась бутыль со специальным веществом — коллодием, — склянки с различными солями и, конечно, красный дорожный фонарь.
На месте съемки фотограф подыскивал место для лаборатории, ставил палатку и при зажженном красном фонаре приготовлял фотопластину, заряжал ее в кассету и только после этого приступал к съемке.
Использование для постоянной работы свечи в лабораторных фонарях было хлопотно и ненадежно. Поэтому в стационарных фотолабораториях использовали масляные лампы, которые были снабжены регулировкой фитиля снаружи.
Интересны воспоминания французского писателя Теофиля Готье, который в 1858 году посетил Троице-Сергиеву лавру: