Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Честь Бородинского дня»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Долина призрака смерти

Время создания
конец XIX века
Размер
29х40 см
Техника
Бумага, фототипия
3
Открыть в приложении
#1
Неизвестный автор с оригинала Дж. Гилрея
Долина призрака смерти
#2
Англия второй половины XVIII — первой четверти XIX века была «Отечеством карикатуры и пародии» (А. С. Пушкин). Свобода прессы, отсутствие цензуры, активность среднего класса сделали это время «золотым веком» английской карикатуры. Более полусотни издательств ежедневно выпускали сатирические листы, каждый тиражом от сотни до нескольких тысяч экземпляров. 

Профессиональные художники и любители (даже из высшего общества) оперативно и остроумно откликались на все текущие события, в том числе на внешнеполитической сцене. Карикатурные эстампы были не только эффективным способом передачи новостей, но использовались и как средство политической пропаганды. Сотрудничая с властью и выполняя соответствующие заказы, карикатуристы даже получали правительственные пособия. Но в целом карикатура всё же отражала общественное мнение, как того требовали законы рынка. 

Английские карикатуры широко распространялись и за пределами «туманного Альбиона», их с удовольствием покупали в Европе и даже в России. Наполеон — излюбленный персонаж многих карикатуристов, был взбешён английскими «пасквилянтами». В 1802 году, при заключении Амьенского мира с Англией, Бонапарт даже потребовал от британского монарха приравнять их к убийцам, заслуживающим казни. 
 
Английская карикатура, буквально, совершила переворот в европейской сатирической графике. Но ещё интереснее то, что именно благодаря карикатурным эстампам в европейском сознании закрепились многие национальные стереотипы. Так и мифы о России, до поры известные лишь по книгам или рассказам, теперь получили мощное визуальное воплощение в эффектных, запоминающихся образах, наводнивших всю Европу. В частности, с той поры за Россией на Западе навсегда закрепился образ Медведя. 

Так, в этой карикатуре известный английский карикатурист Джеймс Гилрей изобразил Россию в образе могучего медведя, который вырывает приковывающую его цепь из руки малорослого Бонапарта. Осенью 1808 года для Бонапарта начался период тяжёлых испытаний, поэтому карикатурист поместил его в «долину смертной тени». Война в Испании (которая изображена на карикатуре в виде «всадника смерти») безнадёжно затянулась и сулила одни несчастья. На помощь испанцам пришла британская армия, и французские войска терпели одно поражение за другим. 

Англичане надеялись на то, что союз России и Франции не будет прочным, и были правы. Отношения между странами портились не по дням, а по часам. 
 
Выход из всех трудностей и противоречий Наполеон видел в победоносной войне. Он продолжал отправлять войска в Испанию и готовил огромную армию против России. Великий полководец был уверен, что когда вся Европа станет послушна его воле, Англия капитулирует.

#3
Неизвестный автор. Взаимные почести в Тильзите или Обезьяна, Медведь и Орёл. 
Обезьяна-Наполеон вешает на шею Медведя-Александра орден Почётного Легиона. Сам Наполеон уже украшен русским орденом Андрея Первозванного. В образе Орла, лишившегося одной головы, — Пруссия, которая потеряла значительную часть территории при заключении мира в Тильзите.
#4
читать дальшескрыть

Долина призрака смерти

Время создания
конец XIX века
Размер
29х40 см
Техника
Бумага, фототипия
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%