В экспозиции музея представлен диван в стиле барокко, мягкий, украшенный изящной резьбой. Диван имеет фигурную спинку с небольшой горизонтальной полочкой, мягкое пружинное сиденье, четыре ножки на колесиках. Колесики были необходимы для более быстрого и удобного перемещения мебели при уборке комнаты или в случае перестановки. Основа выполнена из светлого дерева, покрытого шпоном и лаком. Ткань обивки золотисто-коричневого цвета, с вытканным орнаментом. На лицевой стороне — с узором в виде фигурной ромбовидной крупной сетки, образованной цепочками многочисленных коричневых цветочков: в ячейках сетки — цветочные композиции. На задней стороне — с крупным цветочным орнаментом.
Спинка имеет деревянную раму, выполненную в виде двух смыкающихся дуг с завитками на концах. На месте стыка дуг сзади закреплена узкая полочка с фигурными краями. По бокам дуги плавно переходят в узкие выгнутые подлокотники, обтянутые тканью и украшенные спереди деревянными резными деталями, которые переходят в передние ножки, выполненные в виде стилизованных львиных лап. Задние ножки выгнутые. Сиденье спереди округло-выпуклое.
Представленный в экспозиции диван входил в состав нарядного мебельного гарнитура, включающего кресла в том же стиле. Экспонат относится к эпохе массового производства диванов, когда благодаря появлению специализированных предприятий упростились технологии и использовались более доступные материалы.
В конце XIX — начале XX столетия диван перестал быть предметом роскоши и перешел в категорию предметов мебели, доступных не только обеспеченным слоям населения. Диваны можно было встретить в купеческих и даже зажиточных крестьянских домах. В местах общественного пользования, кабинетах и конторах также могли располагаться диваны, например для граждан, ожидающих приема.
В коллекцию музея диван поступил в 1999
году. Название этого предмета мебели в русском языке является
заимствованием из французского языка, в который оно, в свою очередь,
попало из персидского. «Диван, софа» означает «возвышенный пол, покрытый
ковром».