Тряпичные куклы в русской народной традиции существуют с давних времен. По словам исследователя Галины Дайн: «Еще в середине ХХ века в каждой семье в деревне и городе играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия начали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления тряпичной куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти».
Тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой на Руси. Такие можно было найти в каждом крестьянском доме. Причем создавали их не только ради развлечения. Одной из главных задач славянской народной куклы была охрана дома и его обитателей. Часто она использовалась в магических ритуалах и праздниках: специальные куклы делались к свадьбе, рождению ребенка и другим важнейшим событиям.
Считалось, что только женщина способна сделать сильный оберег, который защитит ребенка. Девочкам в основном создавали кукол из тряпочек и соломы. При этом лица им не прорисовывали, предоставляя ребенку самому проявить фантазию и раскрасить игрушку. Изначально «безликие» куклы символизировали чистоту помыслов. В древности славяне не рисовали и не вышивали им лица, чтобы в них не вселились злые духи и не отразились чужие злые мысли.
Еще одной важной особенностью русских народных кукол был способ их изготовления: их делали без использования ножниц и иголки. Такая техника также должна была защитить ребенка от дурного глаза. Отсюда происходят и названия некоторых кукол: рванкой называли куклу, созданную из порванных руками лоскутов ткани, а мотанками были куклы из ниток.
Все игрушки тогда были самодельными. Причем в каждой семье кукол делали по-своему, поэтому едва ли можно найти две одинаковые. Мастерили их как родители, так и сами дети. Материалы использовались самые разные: в ход шли солома и ткань, из которой сделана кукла, находящаяся в экспозиции музея. Также мастерицы использовали бересту, глину, шишки, ветки и веревочки. Считалось, что играя в куклы, девочка приобретала навыки хозяйки и матери
До 7 лет в куклы играли как девочки, так и мальчики. В будущем умение делать кукол рассматривалось как преимущество. Если у девочки хорошо получались игрушки, значит из нее вырастет рукодельная мастерица. На куклах дети учились бытовым вещам: шить, вышивать, прясть, штопать одежду. Бывало и так, что игрушки передавались по наследству в качестве приданого девушки, выходящей замуж. Потом эти игрушки переходили к ее детям.
Тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой на Руси. Такие можно было найти в каждом крестьянском доме. Причем создавали их не только ради развлечения. Одной из главных задач славянской народной куклы была охрана дома и его обитателей. Часто она использовалась в магических ритуалах и праздниках: специальные куклы делались к свадьбе, рождению ребенка и другим важнейшим событиям.
Считалось, что только женщина способна сделать сильный оберег, который защитит ребенка. Девочкам в основном создавали кукол из тряпочек и соломы. При этом лица им не прорисовывали, предоставляя ребенку самому проявить фантазию и раскрасить игрушку. Изначально «безликие» куклы символизировали чистоту помыслов. В древности славяне не рисовали и не вышивали им лица, чтобы в них не вселились злые духи и не отразились чужие злые мысли.
Еще одной важной особенностью русских народных кукол был способ их изготовления: их делали без использования ножниц и иголки. Такая техника также должна была защитить ребенка от дурного глаза. Отсюда происходят и названия некоторых кукол: рванкой называли куклу, созданную из порванных руками лоскутов ткани, а мотанками были куклы из ниток.
Все игрушки тогда были самодельными. Причем в каждой семье кукол делали по-своему, поэтому едва ли можно найти две одинаковые. Мастерили их как родители, так и сами дети. Материалы использовались самые разные: в ход шли солома и ткань, из которой сделана кукла, находящаяся в экспозиции музея. Также мастерицы использовали бересту, глину, шишки, ветки и веревочки. Считалось, что играя в куклы, девочка приобретала навыки хозяйки и матери
До 7 лет в куклы играли как девочки, так и мальчики. В будущем умение делать кукол рассматривалось как преимущество. Если у девочки хорошо получались игрушки, значит из нее вырастет рукодельная мастерица. На куклах дети учились бытовым вещам: шить, вышивать, прясть, штопать одежду. Бывало и так, что игрушки передавались по наследству в качестве приданого девушки, выходящей замуж. Потом эти игрушки переходили к ее детям.