На свадьбу чувашские девушки готовили многосоставный костюм. Обычно свадебная одежда невесты (туй туле) состояла из изящно вышитой рубашки, передника, суконного или особо разукрашенного шубора (халата), а также сапожек или ботинок с чулками. В экспозиции музея представлен женский чувашский свадебный наряд, изготовленный в ХХ веке.
На свадьбе в доме своих родителей невеста сначала надевала девичьи украшения и шлемовидную шапочку с монетками (тухью), а также свадебное покрывало. Согласно древнему обычаю, сначала невеста дважды сбрасывала покрывало и лишь на третий раз наконец надевала его. В свадебном обряде также существовал специальный обряд одевания головного покрывала (сурпана) под названием «сурпан сырни». Он проходил уже в доме жениха: там девушку одевали в костюм замужней женщины, в частности, обертывали сурпаном и одевали на голову хушпу, шапочку с хвостом и украшениями из монет.
В целом, любой праздничный наряд чувашских девушек и женщин был довольно сложным. Обычно он состоял из белой холщовой рубахи (туники) и целой системы вышитых, а также расшитых бисером и металлом украшений. Головные уборы и украшения из ракушечных бусин и монет играли важнейшую роль в завершенности костюма. В далеком прошлом они, безусловно, играли роль амулетов и талисманов, а позднее стали указывать на возраст и социальную принадлежность владелицы. Бусины и ракушки как украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Чувашские бусины использовались не только для изготовления головных уборов, но и разнообразных шейных украшений.
Орнаментация женского чувашского костюма была подчинена общей композиции. По сравнению с другими частями рубахи, подол был вышит более скромно, и в его украшении наблюдался строгий ритм. Большую роль играло чередование широких и узких цветных полос, включавших в себя нашивки и геометрические узоры. Отточенное рукодельное мастерство чувашские женщины раскрывали в украшении набедренников. Носили их как по праздникам, так и в будние дни. Для узоров применяли шелковые и шерстяные нити. Вышивка была односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, обычно коричневого или синего цвета, обогащала набедренник при движении, играя на белом фоне рубашки и оживляя весь костюм женщины.
На свадьбе в доме своих родителей невеста сначала надевала девичьи украшения и шлемовидную шапочку с монетками (тухью), а также свадебное покрывало. Согласно древнему обычаю, сначала невеста дважды сбрасывала покрывало и лишь на третий раз наконец надевала его. В свадебном обряде также существовал специальный обряд одевания головного покрывала (сурпана) под названием «сурпан сырни». Он проходил уже в доме жениха: там девушку одевали в костюм замужней женщины, в частности, обертывали сурпаном и одевали на голову хушпу, шапочку с хвостом и украшениями из монет.
В целом, любой праздничный наряд чувашских девушек и женщин был довольно сложным. Обычно он состоял из белой холщовой рубахи (туники) и целой системы вышитых, а также расшитых бисером и металлом украшений. Головные уборы и украшения из ракушечных бусин и монет играли важнейшую роль в завершенности костюма. В далеком прошлом они, безусловно, играли роль амулетов и талисманов, а позднее стали указывать на возраст и социальную принадлежность владелицы. Бусины и ракушки как украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Чувашские бусины использовались не только для изготовления головных уборов, но и разнообразных шейных украшений.
Орнаментация женского чувашского костюма была подчинена общей композиции. По сравнению с другими частями рубахи, подол был вышит более скромно, и в его украшении наблюдался строгий ритм. Большую роль играло чередование широких и узких цветных полос, включавших в себя нашивки и геометрические узоры. Отточенное рукодельное мастерство чувашские женщины раскрывали в украшении набедренников. Носили их как по праздникам, так и в будние дни. Для узоров применяли шелковые и шерстяные нити. Вышивка была односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, обычно коричневого или синего цвета, обогащала набедренник при движении, играя на белом фоне рубашки и оживляя весь костюм женщины.