К классическим элементам оленеводческого быта относится чум — жилище тундровых кочевников. Это большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с отверстием для выхода дыма сверху.
Чум сооружали из заостренных снизу жердей, которые заготавливали в лесных районах. Для одного жилища требовалось 36–40 пятиметровых шестов.
От числа шестов зависели размеры жилища: чем больше был каркас, тем вместительнее становился чум. Его диаметр в среднем достигал 5–8 метров, такое жилище могло принять до 20 человек.
Шесты покрывали нюками — так ненцы называли полотнища из оленьих шкур. Зимой для одного чума требовались шкуры 60–70 оленей. Нюки сшивали в сплошные полотнища нитками из оленьих сухожилий. Зимнее покрытие считалось ценностью, и относились к нему бережно: летом обязательно выбивали, чистили, просушивали, ремонтировали.
Каждый предмет и каждое место внутри чума имело свое назначение. Центральной осью жилища служил шест симзы, который ненцы считали священным. За ним размещалось сакральное пространство си, на которое могли ступать только старшие мужчины. Здесь обычно находился ларь с духами-покровителями очага, семьи, рода и местности.
Напротив си, у входа, находилось нё, место женщины. Здесь она занималась домашними работами: шила, чинила одежду и обувь, вытягивала нитки из оленьих сухожилий, готовила пищу, накрывала стол. Между си и нё располагалось спальное место.
Место для нового стойбища определял мужчина, втыкая в землю или в снег хорей — шест для управления оленьими упряжками. Затем взрослые и дети распрягали оленей и расчищали место. Железный очажный лист тюмо — первую вещь в основании нового чума — укладывала женщина. Зимой под этот лист обязательно подкладывали два бревна, чтобы снег не таял.
По обе стороны от очажного листа клали несколько досок, которые служили полом. За досками, подальше от костра, раскладывали циновки. Затем женщины ставили шесты и скрепляли их наверху железным обручем дымника. Нижние заостренные концы вкапывали в снег или землю.
После этого устанавливали шест для котла и чайника: один его конец крепили на симзы, а другой привязывали на входных шестах. Поперек клали железный стержень, на который надевали крюк. На него вешали котел.
На установленные шесты женщины натягивали нюки. Они поднимали сшитые оленьи шкуры и укладывали их на остов чума, раскатывая сверху вниз. Изнутри нюки привязывали к шестам, а снаружи прижимали шестами или нартами, сверху присыпали снегом. Дверью служила откидывающаяся часть нюка.
Разбирали чум в обратном порядке. Женщины выносили из чума вещи, упаковывали их в мешки, затем снимали нюки, собирали шесты, дымник и очажный лист. Мужчины складывали части чума и вещи на нарты и привязывали их, а затем расставляли нарты в караван — аргиш. Для перевозки одного чума нужно было от 5 до 10 нарт.
Чум сооружали из заостренных снизу жердей, которые заготавливали в лесных районах. Для одного жилища требовалось 36–40 пятиметровых шестов.
От числа шестов зависели размеры жилища: чем больше был каркас, тем вместительнее становился чум. Его диаметр в среднем достигал 5–8 метров, такое жилище могло принять до 20 человек.
Шесты покрывали нюками — так ненцы называли полотнища из оленьих шкур. Зимой для одного чума требовались шкуры 60–70 оленей. Нюки сшивали в сплошные полотнища нитками из оленьих сухожилий. Зимнее покрытие считалось ценностью, и относились к нему бережно: летом обязательно выбивали, чистили, просушивали, ремонтировали.
Каждый предмет и каждое место внутри чума имело свое назначение. Центральной осью жилища служил шест симзы, который ненцы считали священным. За ним размещалось сакральное пространство си, на которое могли ступать только старшие мужчины. Здесь обычно находился ларь с духами-покровителями очага, семьи, рода и местности.
Напротив си, у входа, находилось нё, место женщины. Здесь она занималась домашними работами: шила, чинила одежду и обувь, вытягивала нитки из оленьих сухожилий, готовила пищу, накрывала стол. Между си и нё располагалось спальное место.
Место для нового стойбища определял мужчина, втыкая в землю или в снег хорей — шест для управления оленьими упряжками. Затем взрослые и дети распрягали оленей и расчищали место. Железный очажный лист тюмо — первую вещь в основании нового чума — укладывала женщина. Зимой под этот лист обязательно подкладывали два бревна, чтобы снег не таял.
По обе стороны от очажного листа клали несколько досок, которые служили полом. За досками, подальше от костра, раскладывали циновки. Затем женщины ставили шесты и скрепляли их наверху железным обручем дымника. Нижние заостренные концы вкапывали в снег или землю.
После этого устанавливали шест для котла и чайника: один его конец крепили на симзы, а другой привязывали на входных шестах. Поперек клали железный стержень, на который надевали крюк. На него вешали котел.
На установленные шесты женщины натягивали нюки. Они поднимали сшитые оленьи шкуры и укладывали их на остов чума, раскатывая сверху вниз. Изнутри нюки привязывали к шестам, а снаружи прижимали шестами или нартами, сверху присыпали снегом. Дверью служила откидывающаяся часть нюка.
Разбирали чум в обратном порядке. Женщины выносили из чума вещи, упаковывали их в мешки, затем снимали нюки, собирали шесты, дымник и очажный лист. Мужчины складывали части чума и вещи на нарты и привязывали их, а затем расставляли нарты в караван — аргиш. Для перевозки одного чума нужно было от 5 до 10 нарт.