Представленную в экспозиции чесалку для шерсти передала в Краеведческий музей Адыгейска в 1995 году Ачмиз Сулиет Хамидовна из поселка Тлюстенхабль.
Производство домотканого сукна состояло из разнообразных трудоемких процессов. Традиционно эту непростую работу выполняли женщины, а заготовка материала могла занять у мастерицы до 12 дней.
Шерсть, предназначенную для сукна, подвергали тщательной обработке. Ее мыли, сушили на солнце или около очага, а затем раздергивали руками. После этого ее расчесывали на чесалке (цыпх) — треугольной доске с металлическими зубьями. С ее помощью трепали шерсть и отделяли от нее сор, пыль и значительную часть косицы. При чесании шерсть сортировалась на длинную и короткую. Первая шла на основу — продольную нить, а вторая — на уток. Расчесанную шерсть взбивали лучком (бзэут). Лучок представляет из себя дугообразную палку, концы которой соединены тонкой веревкой. При встряхивании шерсти нитью лучка отлетают в сторону длинные и тяжелые косицы.
Обработанную шерсть пряли на ручном веретене (пхъэцыку), которое имело весьма простое устройство. Шерсть пряли отдельно на основу и уток. Пряжу, которая должна была использоваться для основы, наматывали параллельными рядами на вбитые в землю три колышка. Затем ее снимали и завязывали в петли для удобства хранения.
Сотканное сукно клали на плетень и, обливая горячей водой, уваливали. Процесс уваливания был физически тяжелой работой, продолжавшейся около 8–10 часов. Во время этой работы принято было исполнять ритмичную обрядовую песню — цыпхъэ орэд. Один человек запевал, а другие ему подпевали.
Готовое сукно адыгские мастерицы красили в естественные цвета: черный, коричневый, серый, желто-коричневый, желтовато-зеленый. Готовили необходимые красители из природных материалов: коры дуба, ольхи и минеральных красителей.
Там, где была возможность, хорошее сукно уваливали в серно-щелочной минеральной воде — это значительно повышало качество материала. После уваливания размер сукна уменьшался на 30–40%. Затем его сушили на солнце.
Производство домотканого сукна состояло из разнообразных трудоемких процессов. Традиционно эту непростую работу выполняли женщины, а заготовка материала могла занять у мастерицы до 12 дней.
Шерсть, предназначенную для сукна, подвергали тщательной обработке. Ее мыли, сушили на солнце или около очага, а затем раздергивали руками. После этого ее расчесывали на чесалке (цыпх) — треугольной доске с металлическими зубьями. С ее помощью трепали шерсть и отделяли от нее сор, пыль и значительную часть косицы. При чесании шерсть сортировалась на длинную и короткую. Первая шла на основу — продольную нить, а вторая — на уток. Расчесанную шерсть взбивали лучком (бзэут). Лучок представляет из себя дугообразную палку, концы которой соединены тонкой веревкой. При встряхивании шерсти нитью лучка отлетают в сторону длинные и тяжелые косицы.
Обработанную шерсть пряли на ручном веретене (пхъэцыку), которое имело весьма простое устройство. Шерсть пряли отдельно на основу и уток. Пряжу, которая должна была использоваться для основы, наматывали параллельными рядами на вбитые в землю три колышка. Затем ее снимали и завязывали в петли для удобства хранения.
Сотканное сукно клали на плетень и, обливая горячей водой, уваливали. Процесс уваливания был физически тяжелой работой, продолжавшейся около 8–10 часов. Во время этой работы принято было исполнять ритмичную обрядовую песню — цыпхъэ орэд. Один человек запевал, а другие ему подпевали.
Готовое сукно адыгские мастерицы красили в естественные цвета: черный, коричневый, серый, желто-коричневый, желтовато-зеленый. Готовили необходимые красители из природных материалов: коры дуба, ольхи и минеральных красителей.
Там, где была возможность, хорошее сукно уваливали в серно-щелочной минеральной воде — это значительно повышало качество материала. После уваливания размер сукна уменьшался на 30–40%. Затем его сушили на солнце.