До конца XVII века чернильницы были довольно редким и дорогим предметом. Их могли позволить себе далеко не все грамотные люди, а лишь те, для кого письмо было работой. Например, государственные служащие, которые составляли указы, или монахи, которые переписывали книги и летописи. Помимо них, чернильницами пользовались представители царской семьи, бояре и дворянство.
Почти все чернильницы в XVI–XVIII веках были переносными. Их не покупали по несколько штук сразу, а повсюду носили с собой одну. Для удобства к ней прикрепляли цепочку, за которую чернильницу можно было подвесить к поясу. Поэтому она была еще и привычной частью костюма писарей, казначеев, сборщиков налогов.
Особенно удобной считалась маленькая чернильница в виде флакона с узким горлышком, которое завинчивалось пробкой. Благодаря такой форме чернила не расплескивались. При письме флакончик можно было поставить на любую поверхность или просто держать руке.
Чернила обычно варили из так называемых чернильных орешков (наростов на листьях дуба), вишневого клея и других примесей. В старину только что исписанный лист посыпали сухим речным песком, чтобы чернила не размазались. Для его хранения в старинных письменных приборах были предусмотрены специальные емкости — песочницы. Позже на смену песку пришла промокательная бумага. Чтобы убрать лишние чернила, использовали также пресс-бювар — деревянную округлую колодку, на которую наклеивали сукно, войлок, или другой хорошо впитывающий материал.
Во второй половине XVIII века подвесная чернильница стала необходимым предметом для купцов, которым приходилось часто путешествовать по долгу службы. С собой они брали еще и перницу — футляр для хранения гусиных перьев в виде трубочки, популярный аксессуар в XVII–XVIII веках. Ее использовали, чтобы кончик пера не повредился. Иногда чернильницу и перницу соединяли цепочкой и продавали как один канцелярский набор.
Для письма подходило только три или четыре пера из гусиного крыла. Чтобы подготовить перо к письму, его нужно было очинить, то есть заточить. Перед очинкой с него обрезали часть бородок, чтобы перо было удобнее держать в руке. Затем его вываривали в щелочи, обжигали и закаливали в горячем песке. Очинивали его с учетом особенностей руки будущего владельца. Перья довольно быстро притуплялись, тогда их можно было заточить заново. Испорченное перо оставляло помарки и кляксы, брызгало чернилами. Бумага в старину время была грубой и неровной, что также усложняло процесс письма.