Родиной художественных лаков считаются страны Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея. Например, в Китае еще во втором тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева (особая разновидность дальневосточного клена), которым покрывались чашки, шкатулки и вазы.
Именно тогда и зародилась лаковая живопись, которая достигла на Востоке совершенства. Предметы покрывали слоем лака от 20 до 60 раз, только после этого осуществляли роспись. Покрытые лаком объекты должны были пройти длительную обработку.
Лакирование проводилось в сырых помещениях, это было обусловлено необходимостью медленного просыхания покрытия. Иногда на изготовление одного изделия китайские мастера могли затратить многие месяцы и даже годы.
В китайской традиции было принято покрывать лаком разнообразную домашнюю утварь, посуду и церемониальные сосуды, конскую упряжь, луки и стрелы, кроме того, лаком украшали экипажи. Иногда лаками писали как чернилами, их использовали для защиты поверхности изделий и в декоративных целях.
Сам по себе лак считался достаточно дешевым материалом. Он гигиеничен, его можно расписывать, формовать, лепить и резать. Лак наносили на самые разнообразные поверхности: плоские и фигурные, на дерево, бумагу, ткань, кожу, металл и даже камень. Из Китая традиция использования лака распространилась на другие страны региона.
В коллекции Кяхтинского музея находится изящный и легкий японский кофейный набор на шесть персон. В этот набор входят поднос, шесть блюдец, такое же количество чашек и ложек. При создании подносу придали прямоугольную форму, по бокам к нему прикрепили две ручки.
На черном фоне выделяется живописное изображение бабочек, а также веток с цветами хризантем. Автор этого набора нанес рисунок серебряной краской, чашки покрыл черным лаком снаружи, а внутри — золотой краской. Кроме того, к чашкам в процессе изготовления прикрепили ручки-дужки.
Мастер покрыл черным лаком и блюдца. На всех крупных предметах создали идентичный рисунок с ветками, цветами и бабочками. Наружную сторону ложки автор покрыл тем же черным лаком, однако основе придал золотистый цвет.