На протяжении многих веков у коренных народов Севера формировалась уникальная культура, которую они донесли до нашего времени. Ведение традиционного хозяйства в условиях дикой природы определило быт и традиции лесных ненцев. Домашнее производство у этого малочисленного этноса носит в основном потребительский характер. Как и все народы Севера, до знакомства с русскими поселенцами они изготавливали предметы быта сами. Использовали для этого подручный природный материал — чаще всего это была древесина. Из нее делали детские игрушки и колыбели, ловушки для зверей и нарты для перекочевок, мебель и домашнюю утварь.
Металлическая столовая посуда стала появляться на стойбищах с началом активных товарных обменов между коренным населением Севера и поселенцами примерно с конца XVII века. Тем не менее, традиционный набор домашней утвари сохранялся в семьях лесных ненцев еще до середины 30-х годов прошлого столетия. Позже он начал вытесняться медными чайниками, котлами, ложками, а сейчас в чумах появляются и пластмассовые предметы.
Приобрести медную посуду можно было на Обдорской или Сургутской ярмарке. Туда съезжались не только торговцы из близлежащих сибирских городов — Тобольска, Берёзова, Ирбита, Омска, Тюмени, но и представители купеческого сословия из европейской части страны: Великого Устюга, Архангельска, Нижнего Новгорода и Москвы.
У купцов в обмен на шкуры медведей, песцов, росомах, лесные ненцы приобретали необходимые в хозяйстве и для повседневной жизни товары. Один из таких предметов — медный чайник, представленный в экспозиции Губкинского музея освоения Севера. Вероятно, он был приобретен на Сургутской ярмарке и датируется XVIII–XIX вв. Такой чайник в недавнем прошлом подвешивался в чуме над костром на специальном металлическом крюке. Вместимость его — пять литров. В отличие от современного типа такой посуды, высота чайника значительно меньше, чем ширина. Крышка не утапливается в горловину, а надевается сверху. Это предохраняет от попадания пепла внутрь, когда он размещается над открытым огнем.
Металлическая столовая посуда стала появляться на стойбищах с началом активных товарных обменов между коренным населением Севера и поселенцами примерно с конца XVII века. Тем не менее, традиционный набор домашней утвари сохранялся в семьях лесных ненцев еще до середины 30-х годов прошлого столетия. Позже он начал вытесняться медными чайниками, котлами, ложками, а сейчас в чумах появляются и пластмассовые предметы.
Приобрести медную посуду можно было на Обдорской или Сургутской ярмарке. Туда съезжались не только торговцы из близлежащих сибирских городов — Тобольска, Берёзова, Ирбита, Омска, Тюмени, но и представители купеческого сословия из европейской части страны: Великого Устюга, Архангельска, Нижнего Новгорода и Москвы.
У купцов в обмен на шкуры медведей, песцов, росомах, лесные ненцы приобретали необходимые в хозяйстве и для повседневной жизни товары. Один из таких предметов — медный чайник, представленный в экспозиции Губкинского музея освоения Севера. Вероятно, он был приобретен на Сургутской ярмарке и датируется XVIII–XIX вв. Такой чайник в недавнем прошлом подвешивался в чуме над костром на специальном металлическом крюке. Вместимость его — пять литров. В отличие от современного типа такой посуды, высота чайника значительно меньше, чем ширина. Крышка не утапливается в горловину, а надевается сверху. Это предохраняет от попадания пепла внутрь, когда он размещается над открытым огнем.