Портрет Петра Ильича Чайковского
Мне лично удалось познакомиться с Чайковским за несколько дней до его смерти. В октябре месяце в Петербурге под управлением Чайковского должна была в первый раз исполняться его 6-я симфония. Он приехал из Клина в Москву и должен был в тот же вечер уехать в Петербург. Утром он зашел в консерваторию, пришел в класс Танеева, в котором был я, мой товарищ Алчевский и еще одна ученица — Мальковская.
Сергей Танеев показал своему учителю Петру Ильичу работы своих учеников, и Чайковский выразил желание со следующего года вести класс свободного сочинения в консерватории, куда должен был перейти Гольденвейзер. Пётр Чайковский предлагал такую форму занятий, когда ученики присылали бы свои работы ему в Клин, а затем приезжали бы на консультации. Все были счастливы такой перспективе.
После этого разговора мы поднялись наверх, где для него было организовано маленькое утро. Органист Морозов играл c-mollную фугу Баха, а затем для Чайковского впервые был исполнен по рукописи его квартет «Ночь», написанный им на свои же слова к музыке из «Фантазии» Моцарта. Пели ученики консерватории.
В тот же вечер Чайковский уехал в Петербург, где скончался 25 октября 1893 года, так и не воплотив в реальность свою замечательную идею обучения учеников Сергея Танеева композиции.
Александр Гольденвейзер очень высоко оценивал творчество Петра Ильича Чайковского.Чайковского я много раз видел, так как он часто наезжал в Москву. Пётр Ильич всегда необыкновенно просто, но вместе с тем изящно был одет (часто носил бархатный пиджак). От всего его внешнего вида веяло культурой и каким-то врожденным благородством. В то же время Чайковский держался чрезвычайно просто и внешним своим видом ни в какой мере не драпировался в «знаменитость».