Французские каминные часы с колоннами белого мрамора и золоченой фигурой воина поступили в музей в 1918 году из Карачаровского имения графов Уваровых. Маятниковые часы со второго десятилетия восемнадцатого столетия завоевывают каминные полки Европы. Они становятся композиционным центром интерьеров королевских и аристократических дворцов: Лувра, Версаля, Большого Трианона, Фонтенбло, Воле-Виконта и других.
Такие часы, как в нашей экспозиции, называют «часы-портик». Они были распространены во второй половине XVIII — начале XIX века. Декоративное оформление их напоминает архитектурную постройку портик. В Древней Греции он был самостоятельным сооружением и служил местом отдыха от солнца.
Сами часы круглые, с маятником; циферблат эмалевый с арабскими цифрами и фигурными стрелками, в декоре которых видны очертания лепестков лилий. На нем имеется надпись: «à Paris» («в Париже»).
Такие часы, как в нашей экспозиции, называют «часы-портик». Они были распространены во второй половине XVIII — начале XIX века. Декоративное оформление их напоминает архитектурную постройку портик. В Древней Греции он был самостоятельным сооружением и служил местом отдыха от солнца.
Среди предметов старины каминные часы занимают особое место. Как произведения часового и прикладного искусства они привлекают внимание не только ценителей художественного бронзового литья, но и любителей механики. Однако роскошное и стильное обрамление из золоченой бронзы, белого и черного мрамора играет здесь главную декоративную роль. Оно является малым архитектурным шедевром — на постаменте с колоннами и балюстрадами вокруг них. В целом его можно назвать «Аллегория Войны».
Аллегорические темы особенно характерны для подобных изделий той эпохи. В нашем случае доминантной является бронзовая золоченая скульптура воина в античных доспехах. Виртуозно отлитая и прочеканенная фигура венчает всю композицию. В правой руке героя обнаженный короткий меч или кинжал; в левой пустые ножны. Готовность к бою продемонстрирована предметно. Воинственную тему поддерживают бронзовые золоченые накладки на передних стенках постаментов из черного мрамора. В их декоре присутствуют боевые топоры, знамена, колчаны со стрелами и прочая атрибутика войны. Аллегория героической битвы отражается и в орнаменте из лавровых листьев внизу и верху постаментов.
Сами часы круглые, с маятником; циферблат эмалевый с арабскими цифрами и фигурными стрелками, в декоре которых видны очертания лепестков лилий. На нем имеется надпись: «à Paris» («в Париже»).
Авторство во многих подобных часах, особенно времен Французской империи, остается анонимным, как в нашем случае. Понятно только, что изготовлены они и художником, и скульптором-бронзовщиком, и часовщиком в Париже. Анонимность была обычной практикой среди них, так как они могли продавать изделия друг другу, копировать или переделывать чужие рисунки. В случае, когда есть конкретные подписи, то обычно это бывают имена бронзовщика и часовщика.