Каминные часы были не только прибором для определения времени, но и предметом декоративно-прикладного искусства.
Согласно мнению исследователей, первые каминные часы появились в середине XVII века во Франции, где труду часовщиков покровительствовал лично «король-солнце» Людовик XIV. Оттуда спустя десятилетие этот элемент интерьера попал в Англию. Сегодня большинство подобных экспонатов, которые хранятся в музеях России, относится к XVIII–XIX векам.
«До их появления камины делали без полочек для часов. Оформление и декор каминных часов повторяли отделку самих каминов, для которой использовали мрамор, бронзу, керамику. Часы выполнялись в различных стилях: барокко, рококо, aux sauvages… ампир. Фигурная пластика каминных часов воспроизводила библейские сюжеты, сцены из античной мифологии, романтические или галантные сценки. Для украшения часов использовали египетские и греческие орнаменты, фигурки амуров, сатиров и купидонов. Смена эпох и стилей в истории искусства повлияла на форму часов, обилие и вид декоративных элементов, используемых в их дизайне», — пишет искусствовед Оксана Викторовна Жерновникова.
Часы, представленные в экспозиции музея, представляют собой «бочонок» с круглым циферблатом, который расположен на лодке с парусом. Рядом фигура юноши в круглой шляпе, коротких брюках и с сетями, которые он перекинул через плечо. Нижняя часть экспоната — постамент овальной формы с рельефным орнаментом на лицевой стороне.
Материал и техника, в которых выполнены часы, — шпиатр и литье. В XIX веке, когда был создан экспонат, начало активно развиваться фабричное производство. Происходил переход от ремесленного труда в часовых мастерских к механизированному на часовых фабриках. Появилась тиражная, массовая часовая продукция.
Шпиатр — это общее название сплавов различных цветных металлов: меди, цинка, никеля, олова, иногда смеси цинка со свинцом и железом. Точной формулы сплава нет. Самым распространенным металлом считался цинк и его сплавы, которые применялись в художественной промышленности XIX — первой трети XX века в качестве заменителей бронзы или сплавов серебра. В данном случае шпиатр и литье дополняют эмаль и золочение.