Каминные часы поступили в Бородинский музей-заповедник после Великой Отечественной войны. Их передал музей в Угличе. Туда они попали из имения потомков Михаила Илларионовича Кутузова, которое находилось неподалеку. По семейной легенде, изначально часы украшали петербургский дом семьи.
По всей видимости, данный предмет изготовили уже после событий войны 1812 года и кончины великого полководца, которая последовала вскоре. На циферблате сохранилось клеймо мастера: Rieussec a Paris — «Рьёссек в Париже». То есть непосредственно часовой механизм для этого предмета создал известный французский часовой мастер Николя Матьё Рьёссек.
При этом лицензию часовщика он получил лишь в 1817 году, через несколько лет после окончания Наполеоновских войн. Прояснить время создания помогает декоративное убранство экземпляра, которое выполнили из позолоченной бронзы.
На передней грани постамента автор скульптурной композиции разместил рельефное изображение женщины с ребенком на руках около колыбели. По сторонам барельефа — окаймленные цветочными венками женский и мужской профили. Они изображают Наполеона Бонапарта и его вторую жену, австрийскую принцессу Марию-Луизу.
Вероятно, и сам барельеф автор посвятил супруге Бонапарта, а также их сыну и наследнику Наполеону II, которому не суждено было взойти на отцовский престол. Сюжет повторяется в скульптуре навершия часов. На кубе с часовым механизмом автор расположил женщину в платье эпохи ампир с младенцем на руках. Слева от скульптуры — арфа. Это был модный в XIX веке инструмент, который часто выступал деталью парадных портретов. Справа — вазон с цветами.
Часы с изображением императора Наполеона и его семьи могли изготовить в 1830–1840-е годы, когда в период июльской монархии вновь оживился официальный культ Бонапарта, а его прах вернули на родину.
Это также был период расцвета творчества Рьёссека, когда он стал одним из ведущих часовщиков Франции. Предмет хоть и не является современником эпохи 1812 года, но отражает дальнейшую эволюцию наполеоновской легенды во Франции.
По всей видимости, данный предмет изготовили уже после событий войны 1812 года и кончины великого полководца, которая последовала вскоре. На циферблате сохранилось клеймо мастера: Rieussec a Paris — «Рьёссек в Париже». То есть непосредственно часовой механизм для этого предмета создал известный французский часовой мастер Николя Матьё Рьёссек.
При этом лицензию часовщика он получил лишь в 1817 году, через несколько лет после окончания Наполеоновских войн. Прояснить время создания помогает декоративное убранство экземпляра, которое выполнили из позолоченной бронзы.
На передней грани постамента автор скульптурной композиции разместил рельефное изображение женщины с ребенком на руках около колыбели. По сторонам барельефа — окаймленные цветочными венками женский и мужской профили. Они изображают Наполеона Бонапарта и его вторую жену, австрийскую принцессу Марию-Луизу.
Вероятно, и сам барельеф автор посвятил супруге Бонапарта, а также их сыну и наследнику Наполеону II, которому не суждено было взойти на отцовский престол. Сюжет повторяется в скульптуре навершия часов. На кубе с часовым механизмом автор расположил женщину в платье эпохи ампир с младенцем на руках. Слева от скульптуры — арфа. Это был модный в XIX веке инструмент, который часто выступал деталью парадных портретов. Справа — вазон с цветами.
Часы с изображением императора Наполеона и его семьи могли изготовить в 1830–1840-е годы, когда в период июльской монархии вновь оживился официальный культ Бонапарта, а его прах вернули на родину.
Это также был период расцвета творчества Рьёссека, когда он стал одним из ведущих часовщиков Франции. Предмет хоть и не является современником эпохи 1812 года, но отражает дальнейшую эволюцию наполеоновской легенды во Франции.