Подзоры, выплетенные в Балахне в начале XIX века, поступили в Русский музей из петербургского Кустарного музея, Музея училища барона Штиглица, причем один из них — дар дочери барона, Надежды Половцовой.
Балахнинские кружевницы использовали в одном предмете разные решетки — более густые, с мелкими ячейками, или более сложные по фактуре, напоминающие чешуйки, различные насновки — овальные, квадратные.
Балахна — небольшой город Нижегородской области, число жителей которого во второй половине XIX века немногим превышало 5 тысяч человек. Но, как отмечали современники, в Балахне «нет ни одной женщины, которая не умела бы плести кружево». При этом кружево отличалось разнообразием технологий и художественных приемов.
В Балахне плели и сцепное, и многопарное кружево, оригинальные гипюры. Местный тип сцепного кружева представлен в собрании Русского музея прекрасными образцами, аналогов которым нет в других музейных собраниях.
Старинное многопарное кружево ХIХ века отличалось красотой и богатством мотивов, среди которых выделялись цветочные гирлянды, фигурные медальоны, обрамленные прихотливо изогнутыми рокайльными завитками. Это позволяет говорить о том, что в местном кружеве долго сохранялись приемы плетения и мотивы орнамента более раннего времени, проявлялись стилистические особенности народного искусства ХVIII века с его любовью к пышному орнаменту барокко и рококо.
Собрание балахнинского кружева в отделе народного искусства невелико, но при этом каждый экспонат отличается высокими художественными достоинствами, а вместе они показывают широкую картину развития местного кружевного промысла на протяжении 200 лет.
Балахнинские кружевницы использовали в одном предмете разные решетки — более густые, с мелкими ячейками, или более сложные по фактуре, напоминающие чешуйки, различные насновки — овальные, квадратные.
Балахна — небольшой город Нижегородской области, число жителей которого во второй половине XIX века немногим превышало 5 тысяч человек. Но, как отмечали современники, в Балахне «нет ни одной женщины, которая не умела бы плести кружево». При этом кружево отличалось разнообразием технологий и художественных приемов.
В Балахне плели и сцепное, и многопарное кружево, оригинальные гипюры. Местный тип сцепного кружева представлен в собрании Русского музея прекрасными образцами, аналогов которым нет в других музейных собраниях.
Старинное многопарное кружево ХIХ века отличалось красотой и богатством мотивов, среди которых выделялись цветочные гирлянды, фигурные медальоны, обрамленные прихотливо изогнутыми рокайльными завитками. Это позволяет говорить о том, что в местном кружеве долго сохранялись приемы плетения и мотивы орнамента более раннего времени, проявлялись стилистические особенности народного искусства ХVIII века с его любовью к пышному орнаменту барокко и рококо.
Собрание балахнинского кружева в отделе народного искусства невелико, но при этом каждый экспонат отличается высокими художественными достоинствами, а вместе они показывают широкую картину развития местного кружевного промысла на протяжении 200 лет.