Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей истории управления Сибирью»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Чарка серебряная

Время создания
1848 год
Место создания
Россия, город Москва
Размер
4,9x5,5 см
Техника
штамповка, чернение, золочение, канфарение
7
Открыть в приложении
#1
Ковальский А.А.
Чарка серебряная
#17
Чарка — это сосуд для питья крепких напитков иногда с поддоном или шаровидной ножкой. Маленькую чару называют чарочкой. Чарки, украшенные чернью, эмалями или чеканкой, бытовали в России в XVII–XVIII веках.

Одной из известных чарок XVIII столетия считается чарка, которую собственноручно выточил Петр I из орехового капа — нароста на дереве. Император подарил ее князю Матвею Гагарину, впоследствии ставшему сибирским губернатором. Матвей Петрович был награждён за устройство в Москве празднеств в честь победы российского оружия при Полтаве в 1709 году.

Особое значение чарка имела в армии и на флоте Российской империи. Петр Великий завещал, что российскому матросу каждый день положена законная чарка вина ценою в три с половиной копейки. Считалось, что водка и вино способствуют скорейшему восстановлению сил. Из указа Петра Первого:
#18
При даче команде по утрам горячего завтрака из кашицы, назначенную по положению чарку водки разделять на две части: одну треть чарки давать перед завтраком и две трети перед обедом
Из указа Петра Первого
#19
Вино матросам выдавали, как правило, не каждый день, а по четыре чарки в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам. А тем, кто не пил, ежемесячно уплачивалось по девять копеек за каждую невыпитую чарку.

Перед приёмом чарки матросы снимали шапку, осеняли себя крёстным знамением, а после кланялись и передавали ёмкость по очереди. Закусывать или запивать чарку не полагалось. Флотскую чарку отменил император Николай II.

Чарку, представленную в экспозиции, выполнил мастер серебряных дел Андрей Ковальский. По форме она напоминает цилиндр, по тулову которого на золочёном канфаренном (украшенном мелкими линиями и штрихами) фоне расположены лёгкие черневые гирлянды из листьев, что даёт основание считать её образцом черневых изделий XVIII–XIX веков.

Такой прием нанесения черневого рисунка особенно был популярен в XVIII веке. Измельчённую чернь наносили на гравированную поверхность металла, предмет обжигали, после чего на нём выявляли чёрный или тёмно-серый рисунок.

На севере центром производства серебряных изделий с чернью был Великий Устюг. Изящная и разнообразная форма предметов, их великолепная монтировка выдвигали ювелирные изделия Великого Устюга на первое место.
#20
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Чарка серебряная

Время создания
1848 год
Место создания
Россия, город Москва
Размер
4,9x5,5 см
Техника
штамповка, чернение, золочение, канфарение
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%