Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Туапсе: от форта до города воинской славы»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Цепь надочажная адыгейская

Время создания
конец XIX — начало XX вв.
Размер
221x3,7x0,7 см
Техника
металл, ковка
1
Открыть в приложении
#4

Сердце дома

#1
В старину центральное место в жилище адыга занимал очаг с висящей над ним надочажной цепью, которая считалась символом вечности рода. Она представляла собой железную цепь, чаще с коваными узорами, за которую подвешивался котёл для приготовления пищи. 

У адыгов, как и многих других народов, существовал культ железа. Предметы, сделанные из железа, являлись универсальными оберегами. Особым уважением пользовались кузнецы, как носители тайного знания, имеющие дело со священными субстанциями — огнем и металлом. Считалось, что предметы, вышедшие из рук кузнеца, обладают магическими свойствами. В силу этого железные вещи широко использовались в целительстве, свадебных и похоронных обрядах.

Дом, где не было еще надочажной цепи, считался пустым и необжитым. В одном из сюжетов нартских сказаний говорится: «Нарты строили общенартовский дом». На вопрос, хорош ли дом, ответил Сырдон: «Хорош дом, но в середине пусто». Стали тогда нарты раздумывать, и первым догадался Сослан: «Ведь у нас в доме над очагом еще цепь не висит, значит, дом поистине пустой в середине»

Тогда сковали нарты тяжелую надочажную цепь, и когда она была готова, приладили ее, как полагается: в середине дома над очагом.
#5

Священный оберег

#6
Для каждого горца очаг и кованая цепь составляли величайшую святыню: над ними давали клятву, девушки, выходя замуж, символически прощались с родительским очагом, к головке родившегося ребёнка прикладывали конец надочажной цепи. Украсть или выбросить цепь считалось большим оскорблением для всего рода, что влекло за собой кровную месть. В доме, где висела цепь, запрещалась всякая ругань и сквернословие.

У горцев существовал и такой обряд: невесток обводили вокруг очага в знак приобщения к новому роду. У черноморских шапсугов известен обряд «нысэ удж» — танец невестки. Принимая девушку в свой род, ей делают назидание, какой она должна быть в новом роду. Это своеобразное напутствие, высказанное старшей женщиной семьи. Адыгейки так же, как и мужчины, клялись очагом и очажной цепью: «тхьэуэ мыр зи къан лъахъш!» — «богом, которому эта цепь является каном, клянусь!».

К надочажной цепи нельзя было прикасаться посторонним и нехорошим людям. Продажа надочажной цепи являлась позорным поступком, предзнаменованием несчастий и дурной приметой. При разделе семьи надочажную цепь принято было оставлять в «старшем доме».
читать дальшескрыть

Цепь надочажная адыгейская

Время создания
конец XIX — начало XX вв.
Размер
221x3,7x0,7 см
Техника
металл, ковка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%