Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Борисоглебск конца XIX – начала ХХ веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Центральная часть кабинета князя С.М. Волконского.
#6
Стол князя С.М. Волконского с выдвижными ящиками
#2
Стол князя С.М. Волконского.

Деревянный стол принадлежал князю Сергею Михайловичу Волконскому (1860 — 1937), который был яркой фигурой в творческой культурной жизни рубежа XIX — ХХ веков. Человек интеллектуальный и тонко чувствующий, он увлекался всю свою жизнь театральным искусством, занял должность директора Императорских театров. Оказал большое влияние на развитие техники актерской игры и повышение ее качества среди театральной труппы. В честь своего знаменитого деда — Сергея Григорьевича — в 1918 году в здании Народного дома организовал выставку «Декабристы — первые борцы за свободу».
Представленный экспонат стоял в доме Сергея Михайловича, в его кабинете. Стол изготовил местный мастер Борисоглебска, столешницу по моде того времени обили сукном. На столе стояла печатная машина фирмы «Ундервуд», благодаря которой князь печатал солдатские письма домой, когда у него располагался лазарет для раненых в годы Первой мировой войны. За этим столом Сергей Михайлович написал множество писем, статей, публикаций и других литературных трудов.
История появления письменного стола запечатлена в книге «Мои воспоминания» Сергея Михайловича. Князь обратился с этим вопросом к главе уезда Ивану Павловичу Оленину, вот как он характеризовал его в своих заметках: «Отдельно от всех стоял наш уездный предводитель Иван Павлович Оленин. Много трехлетий уже его выбирали, и за что выбирали? Только потому, что некого было выбрать. Это было удивительное явление. Я не видал, чтобы живой человек так походил на литературный тип, как Иван Павлович походил на Собакевича. Цинизм и легкость, с которыми он врал, превосходили всякое вероятие. Сам про себя он говорил: „Какой я предводитель? Я кулак с, а не предводитель с“. Помню такой случай. Мне нужен был письменный стол. Иван Павлович узнает, сообщает, что у него есть стол, который он не прочь продать». По итогу этого события Иван Павлович продал князю стол за 70 рублей, предварительно поторговавшись. Сергей Михайлович показал свое приобретение местному аптекарю Роберту Карловичу Вейсу, который рекомендовал столяра для ремонта стола. Мастер узнал стол, который сделал своими руками, и сказал, что продал его за 50 рублей. В заключение своего повествования князь сравнил свое приобретение с собакевичевской бричкой.
#7
Картина «Пуританские всадники»
#3
Картина «Пуританские всадники».

Представленная картина 1889 года принадлежит руке немецкой художницы Иды фон Кортцфляйш и является копией с одноименной работы художника-баталиста Вильгельма Кампхаузена.
Вильгельм Кампхаузен, выдающийся художник батального, исторического и портретного жанра, родился в 1818 году в Дюссельдорфе. Получил образование в Королевской художественной академии. Был призван на армейскую службу, там работал полевым художником. Именно служба в армии вдохновила его на батальный жанр, образ солдата занимает особое место в его творчестве. Художник также очень внимательно относился к передаче исторического костюма.
На картине «Пуританские всадники» Вильгельма Кампхаузена изображено шествие пуритан, переправляющихся через реку. Пуританами называли движение протестантов, являющихся последователями кальвинизма, они выступали против официальной католической церкви. Их борьба за свои ценности привела к религиозному столкновению и известна в истории как Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.).
К работам зрелого периода немецкого художника относятся «Фридрих II и драгунский полк Байройт под Гогенфридбергом», «Парад перед Фридрихом II под Потсдамом» (1863 г.), «Переправа Блюхера через Рейн у Кауба» (1860 г.), а также конные портреты принца Генриха, принца Леопольда Дессау (1859 г.).
Живописец скончался в 1885 году.
Художница Ида фон Кортцфляйш (1850-1915), автор представленного произведения, которое является экспонатом Борисоглебского историко-художественного музея, родилась в городе Пиллау Калининградской области (ныне Балтийск). Большинство своих работ она подписывала Пиллау, но в случае с «Пуританским всадником» на обороте стоит подпись Кортцфляйш.
Немецкая художница прославилась своей активной общественной деятельностью: в 1870 году организовала военный лазарет, в 1894 году приняла участие в женском движении. Немаловажным вопросом для Иды фон Кортцфляйш был вопрос образования, и в Ганновере она создала женскую высшую школу с целью обучения девушек из знатных семей. В школе им преподавали не только домашнее и садовое хозяйство, но и прививали занятия благотворительностью.
Однако Ида фон Кортцфляйш не остановилась только на этом образовательном учреждении, а продолжила создавать такие учебные заведения на территории всей Пруссии.
#8
Печатная машинка «Ундервуд»
#4
Печатная машинка «Ундервуд».

Идея о печатной машине появилась у английского инженера Генри Милла, который получил патент на ее создание в начале XVIII века, однако ни самого устройства, ни других сведений о нем не осталось.
Изобретатели вернулись к идее о создании этого устройства спустя век, постепенно совершенствуя печатную машину. В России подобное устройство создал изобретатель Михаил Иванович Алисов, но проект не имел успеха.
В 1873 году благодаря упорной работе типографщика Лэтема Шоулза над механизмом наконец-то появилась удобная и прочная печатная машина. Теперь в игру вступила американская компания «Ремингтон» («Reington Arms»), которая занялась производством данной модели. Сперва к новому изобретению отнеслись с некоторой настороженностью, но компании, банки и коммерческие фирмы довольно быстро поняли выгоду использования печатной машины в работе.
История известной американской компании «Ундервуд» («Underwood Typewriter Company»), которая выпускала печатные машины, началась с изобретателя Франца Вагнера. В конце XIX века он создал более удобный вариант такого механизма — буквенные рычаги лежали горизонтально, и шрифт стал виден при печатании, что значительно облегчало использование печатной машины. Франц Вагнер продал свое изобретение американскому предпринимателю Джону Ундервуду, что значительно обогатило его компанию.
В России печатные машины завозились из Америки и Европы, и особой популярностью пользовались как раз устройства фирм «Ремингтон» и «Ундервуд». В России было налажено собственное производство только с 1929 года, когда была сделана советская машина «Яналиф».
Представленный экспонат 1913 года принадлежал князю Сергею Михайловичу Волконскому, который много работал и предпочитал печатать тексты, а не писать их от руки. С помощью «Ундервуда» появлялись книги, статьи, материалы к лекциям. Использовал князь печатную машинку и для ведения обширной переписки. Отдельного внимания заслуживает общение князя с бароном Николаем Николаевичем Врангелем. Их объединяла не только крепкая дружба, но и общие интересы в сфере литературы, истории, искусства. Интересным моментом в текстах их писем были французские слова, напечатанные русскими буквами, так как латинской раскладки на клавиатуре князя не было. В годы Первой мировой войны в доме Сергея Михайловича располагался лазарет для раненых, и печатная машинка «Ундервуд» пригодилась как никогда — на ней князь печатал солдатские письма домой.
#9
Каталог выставки «Декабристы — первые борцы за свободу» (репродукция)
#5
Каталог выставки «Декабристы — первые борцы за свободу» (репродукция).

Весной 1818 года князем Сергеем Михайловичем Волконским (1860-1937) была организована первая в истории Советской России выставка декабристов «Декабристы — первые борцы за свободу» в здании Народного дома в Борисоглебске. Мероприятие было посвящено памяти его деда — декабриста Сергея Григорьевича Волконского (1788-1865).
Сергей Григорьевич происходил из княжеского рода, получил прекрасное образование. Князь участвовал в Отечественной войне 1812 года. За блестящую службу повышен до звания генерал-майора. Однако князь со временем разочаровался в существующем политическом строе и вступил в ряды декабристов в 1819 году. В 1926 году последовал арест за антиполитическую деятельность. По приговору сослан в Сибирь на каторжные работы со сроком на двадцать лет.
Его внук много делал для сохранения памяти о том героическом периоде жизни Сергея Григорьевича, собирал и хранил атрибуты той поры. Именно Сергей Михайлович закончил работу над рукописью «Архива декабриста С.Г. Волконского».
Для выставки 1918 года князем был подготовлен и выпущен каталог «Декабристы — первые борцы за свободу» в двести номеров. Каталог начинался с небольшого предисловия: «Настоящая выставка вызвана желанием использовать в виде общественного интереса тот богатый и разнообразный материал истории декабристов, который по счастливой случайности находится в Борисоглебском уезде, это первая в России „Выставка декабристов“. Да послужит она назиданьем для тех, кому дороги прошлые и будущие судьбы нашей родины… посильной данью уваженья первым в России борцам за свободу».
Экспозиция мероприятия была продемонстрирована в четырех залах и разделена на четыре тематические коллекции — «До Сибири», «Сибирь», «Официальная Россия» и «Возвращение». Все экспонаты — портреты, рисунки, документы, личные вещи из архива Сергея Григорьевича — были вывезены его внуком из семейного имения Павловка.
Когда выставка была закрыта, по распоряжению князя экспонаты были вывезены в Москву, а затем разошлись по столичным музеям. Некоторые личные вещи Волконских были переданы в местный школьный музей. Долгие годы они кочевали из одной музейной экспозиции в другую: то входили в интерьер помещичьего быта, то выставлялись в отдельных витринах как предметы семьи Волконских. На сегодняшний день чудом сохранился единственный каталог из тех двухсот экземпляров, отпечатанных в 1918 году Борисоглебской типографией. Данный каталог стал основой для построения первого зала экспозиции «Сибирский коридор».
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Центральная часть кабинета С.М. Волконского

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%