Царские врата — двустворчатые двери в христианском храме, расположенные напротив Престола, находящегося в алтаре. Являются главными вратами иконостаса в православном храме. Помимо этого, Царские врата имеют символическое значение. Они ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата рая. В древнехристианских катакомбных храмах алтарь отделялся от остального храмового пространства двумя колоннами либо специальной преградой.
После великой схизмы (раскола) христианской церкви в 1054 году алтарная преграда в православной церкви развилась в иконостас. Считается, что этому процессу активно поспособствовал знаменитый христианский святой IV века Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Согласно христианским представлениям, во время святого причастия — главного таинства литургии, особого богослужения церкви — через Царские врата непостижимым образом выходит сам Царь Славы — Иисус Христос. Помимо этого, название «Царские врата» имеет и иную историческую основу.
После того как христианство стало официальной религией в Римской империи, богослужения стали совершать в базиликах, которые являлись самыми крупными общественными зданиями. Право входить в них через главный вход имели лишь император и епископ. Поэтому данный вход назывался Царским. Для всех остальных предназначались боковые двери. Позже в православных храмах сформировались алтари, и это название перешло на главную ведущую в них двустворчатую дверь. Однако подобный термин получил распространение преимущественно в русском православии. Например, в греческой традиции данные врата называются Святыми.
Чаще всего на Царских вратах изображаются четыре евангелиста и Благовещение. Если врата небольшие, то вместо евангелистов могут быть размещены их символы-животные — так называемый тетраморф, в котором представлены орел (символ апостола Иоанна Богослова), лев (апостола Марка), телец (апостола Луки), ангел (апостола Матфея).
Представленный экспонат является левой частью дверной конструкции Царских врат. В верхней части помещена икона евангелиста Матфея. Посередине — изображение Архангела Гавриила. Снизу находится образ евангелиста Луки. Данные Царские врата являлись частью общей конструкции иконостаса церкви во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» города Мичуринска с 1940-х годов до первой четверти XXI века.
После великой схизмы (раскола) христианской церкви в 1054 году алтарная преграда в православной церкви развилась в иконостас. Считается, что этому процессу активно поспособствовал знаменитый христианский святой IV века Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Согласно христианским представлениям, во время святого причастия — главного таинства литургии, особого богослужения церкви — через Царские врата непостижимым образом выходит сам Царь Славы — Иисус Христос. Помимо этого, название «Царские врата» имеет и иную историческую основу.
После того как христианство стало официальной религией в Римской империи, богослужения стали совершать в базиликах, которые являлись самыми крупными общественными зданиями. Право входить в них через главный вход имели лишь император и епископ. Поэтому данный вход назывался Царским. Для всех остальных предназначались боковые двери. Позже в православных храмах сформировались алтари, и это название перешло на главную ведущую в них двустворчатую дверь. Однако подобный термин получил распространение преимущественно в русском православии. Например, в греческой традиции данные врата называются Святыми.
Чаще всего на Царских вратах изображаются четыре евангелиста и Благовещение. Если врата небольшие, то вместо евангелистов могут быть размещены их символы-животные — так называемый тетраморф, в котором представлены орел (символ апостола Иоанна Богослова), лев (апостола Марка), телец (апостола Луки), ангел (апостола Матфея).
Представленный экспонат является левой частью дверной конструкции Царских врат. В верхней части помещена икона евангелиста Матфея. Посередине — изображение Архангела Гавриила. Снизу находится образ евангелиста Луки. Данные Царские врата являлись частью общей конструкции иконостаса церкви во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» города Мичуринска с 1940-х годов до первой четверти XXI века.