Появлению пресс-папье в виде погрудного изображения Льва Толстого предшествует посещение писателем села Николо-Пестровка в 1869 году.
Анна Петровна Бахметева, урожденная Толстая, была замужем за третьим владельцем Никольско-Бахметевского стекольного завода, но на тот момент уже овдовела. Вместе с ней Толстой побывал на предприятии и увез с собой образцы хрустальной посуды лучших никольских мастеров.
В 1910 году был создан первый образец памятного пресса из стекла — подставка в виде литеры «Т», на которой был установлен бюст писателя. Подставка выполнена из прозрачного уранового стекла. Этот вид стекла окрашен соединениями урана и под воздействием ультрафиолета способен флуоресцировать зеленым светом, однако свинцовые стекла не дают флуоресценцию, так как поглощают ультрафиолетовые лучи. Бюст заматован. Суть технологии матирования противоположна полировке: она призвана создать непрозрачную шероховатую поверхность всего изделия или матовый рисунок на выбранной поверхности стекла.
Эскиз для пресс-папье создала художница завода Адель Яковлевна Якобсон, взяв за основу гипсовую модель, которую, скорее всего, привезла ранее из Европы. Модель была усовершенствована с учетом чугунной формы, которая используется для стеклянных изделий.
Пресс — бюст Толстого — упоминается в прейскурантах 1911 и затем 1924 годов под грифом «канцелярских принадлежностей». По-видимому, изделие выпускалось на протяжении действия каждого из прейскурантов. В 1940 году, к 30-й годовщине смерти Льва Толстого, на заводе «Красный гигант» бюст выпустили снова. В третий раз реплика была повторена в 1958 году, к 130-летнему юбилею классика.
Всего коллекция музея насчитывает восемь бюстов: пять из них поступили в разное время с завода, три были подарены музею. Изделия различаются цветом: зеленый и два бесцветных (их можно увидеть в экспозиции), синий, розалиновый, фиолетовый и молочный. Половина экземпляров выполнена в технике матирования, благодаря чему черты лица писателя кажутся мягче. На подставки бесцветных прессов нанесена надпись курсивом: «Левъ Толстой».
Анна Петровна Бахметева, урожденная Толстая, была замужем за третьим владельцем Никольско-Бахметевского стекольного завода, но на тот момент уже овдовела. Вместе с ней Толстой побывал на предприятии и увез с собой образцы хрустальной посуды лучших никольских мастеров.
В 1910 году был создан первый образец памятного пресса из стекла — подставка в виде литеры «Т», на которой был установлен бюст писателя. Подставка выполнена из прозрачного уранового стекла. Этот вид стекла окрашен соединениями урана и под воздействием ультрафиолета способен флуоресцировать зеленым светом, однако свинцовые стекла не дают флуоресценцию, так как поглощают ультрафиолетовые лучи. Бюст заматован. Суть технологии матирования противоположна полировке: она призвана создать непрозрачную шероховатую поверхность всего изделия или матовый рисунок на выбранной поверхности стекла.
Эскиз для пресс-папье создала художница завода Адель Яковлевна Якобсон, взяв за основу гипсовую модель, которую, скорее всего, привезла ранее из Европы. Модель была усовершенствована с учетом чугунной формы, которая используется для стеклянных изделий.
Пресс — бюст Толстого — упоминается в прейскурантах 1911 и затем 1924 годов под грифом «канцелярских принадлежностей». По-видимому, изделие выпускалось на протяжении действия каждого из прейскурантов. В 1940 году, к 30-й годовщине смерти Льва Толстого, на заводе «Красный гигант» бюст выпустили снова. В третий раз реплика была повторена в 1958 году, к 130-летнему юбилею классика.
Всего коллекция музея насчитывает восемь бюстов: пять из них поступили в разное время с завода, три были подарены музею. Изделия различаются цветом: зеленый и два бесцветных (их можно увидеть в экспозиции), синий, розалиновый, фиолетовый и молочный. Половина экземпляров выполнена в технике матирования, благодаря чему черты лица писателя кажутся мягче. На подставки бесцветных прессов нанесена надпись курсивом: «Левъ Толстой».