Скульптурный портрет императрицы Екатерины II принадлежал семье Шереметевых — владельцев замка в селе Юрино. Этот бюст — точная копия скульптуры, которую выполнил в 1783 году Федор Шубин. Автор оригинала родился в 1740 году в Архангельской губернии, в семье поморского резчика по кости. При поддержке Михаила Ломоносова Шубин поступил в Академию художеств в Петербурге, затем учился в Париже у Жана-Батиста Пигаля и в Риме у Джозефа Ноллекенса.
Работы Федора Шубина напоминали по стилю римские скульптуры эпохи императора Октавиана Августа — начала I века нашей эры. Мастеру благоволила императрица Екатерина Великая, он часто изображал членов августейшей семьи, в том числе саму правительницу.
Бюст изображает Екатерину II анфас, с легким поворотом головы и полуулыбкой на губах. Ее волосы завиты и уложены в высокую пышную прическу, часть прядей по моде XVIII века распущена по плечам. Голову императрицы украшает лавровый венок — символ славы и победы. На ее правом плече скульптор изобразил орденскую ленту — обязательную деталь торжественного наряда, — а на левом обозначил меховую мантию: она означает принадлежность к царскому роду.
Бюст выполнен из бисквита — разновидности неглазурованного фарфора, который благодаря матовой и слегка шероховатой поверхности напоминает мрамор. Для столовой посуды такой материал не годился, но его часто использовали для миниатюрных статуэток, скульптур, интерьерных украшений. Чтобы получить бисквитный фарфор, керамические изделия подвергали только первичному обжигу при температуре 800-1000 °C. При этом в фарфоровой массе происходили необратимые физические и химические изменения, благодаря которым она становилась пористой, твердой и достаточно прочной, чтобы не нуждаться в глазури.
Бюст Екатерины Второй работы Федора Шубина был так популярен, что в XIX столетии его несколько раз копировали. Большинство копий — в том числе скульптуры к 100-летию воцарения императрицы в 1862 году — выпустил Императорский фарфоровый завод. Вероятно, бюст из замка Шереметевых в Юрино был выпущен там же. Однако точная дата его изготовления неизвестна.
Работы Федора Шубина напоминали по стилю римские скульптуры эпохи императора Октавиана Августа — начала I века нашей эры. Мастеру благоволила императрица Екатерина Великая, он часто изображал членов августейшей семьи, в том числе саму правительницу.
Бюст изображает Екатерину II анфас, с легким поворотом головы и полуулыбкой на губах. Ее волосы завиты и уложены в высокую пышную прическу, часть прядей по моде XVIII века распущена по плечам. Голову императрицы украшает лавровый венок — символ славы и победы. На ее правом плече скульптор изобразил орденскую ленту — обязательную деталь торжественного наряда, — а на левом обозначил меховую мантию: она означает принадлежность к царскому роду.
Бюст выполнен из бисквита — разновидности неглазурованного фарфора, который благодаря матовой и слегка шероховатой поверхности напоминает мрамор. Для столовой посуды такой материал не годился, но его часто использовали для миниатюрных статуэток, скульптур, интерьерных украшений. Чтобы получить бисквитный фарфор, керамические изделия подвергали только первичному обжигу при температуре 800-1000 °C. При этом в фарфоровой массе происходили необратимые физические и химические изменения, благодаря которым она становилась пористой, твердой и достаточно прочной, чтобы не нуждаться в глазури.
Бюст Екатерины Второй работы Федора Шубина был так популярен, что в XIX столетии его несколько раз копировали. Большинство копий — в том числе скульптуры к 100-летию воцарения императрицы в 1862 году — выпустил Императорский фарфоровый завод. Вероятно, бюст из замка Шереметевых в Юрино был выпущен там же. Однако точная дата его изготовления неизвестна.