В Вятской губернии второй половины ХIХ века появился яркий и самобытный промысел — производство модельного гипса, то есть отливка гипсовых скульптур по готовым моделям. С дорогих бронзовых и фарфоровых статуэток делались точные копии из гипса. Они были намного дешевле оригинала и пользовались большим спросом у городских жителей.
В слободе Дымково было несколько мастеров. Легендарной личностью был Иван Петрович Караваев. Новому ремеслу он обучил своего родственника — брата жены Константина Николаевича Исупова. Гипсовые скульптуры Константина Николаевича также стали популярны и активно раскупались местными жителями.
В конце XIX века промысел вышел на четвертое место в губернии после мебельного, гармонного и капового (вятские мастера изготавливали различные предметы из капа — нароста на дереве). Ассортимент зависел от времени и заказчика, моды и местных возможностей. Изделия дымковских кустарей активно продавались на крупных российских ярмарках, становились экспонатами престижных выставок.
На Всероссийской выставке 1902 года в Санкт-Петербурге Константин Николаевич был на втором месте из вятских мастеров по количеству выставленных изделий. Несколько гипсовых произведений Исупова хранится в Вятском художественном музее имени Васнецовых.
К началу XX века у каждого хозяина гипсовой мастерской сформировались огромные коллекции моделей и форм. Это были копии фарфора XVIII–XIX веков, скульптур русских и зарубежных художников, статуи, бюсты, сказочные персонажи. Отливка фигур с моделей и их окраска были доведены до совершенства. С реализацией гипсового товара помогали скупщики, продававшие изделия на ярмарках.
В 1930-е годы в слободе Дымково создали фабрику гипсовых и керамических изделий, где стали делать скульптуры известных политических деятелей. Многие дореволюционные формы были разбиты или спрятаны по чердакам. В 1934 году появилась мастерская товарищества «Кировский художник». Формы для отлива изделий изготовляли профессиональные скульпторы. Это были фигурки балерины, конькобежки, скрипача, пионера, а также наглядные пособия для школ. После войны изделия перестали пользоваться спросом и промысел угас.
В Вятском художественном музее хранится около 50 гипсовых фигур, переданных частным лицом. Реставратор Игорь Трапезников, изучив технологию литья гипса, вернул к жизни многие произведения кустарей-художников: прикрепил отломленные детали и освежил краски.
В слободе Дымково было несколько мастеров. Легендарной личностью был Иван Петрович Караваев. Новому ремеслу он обучил своего родственника — брата жены Константина Николаевича Исупова. Гипсовые скульптуры Константина Николаевича также стали популярны и активно раскупались местными жителями.
В конце XIX века промысел вышел на четвертое место в губернии после мебельного, гармонного и капового (вятские мастера изготавливали различные предметы из капа — нароста на дереве). Ассортимент зависел от времени и заказчика, моды и местных возможностей. Изделия дымковских кустарей активно продавались на крупных российских ярмарках, становились экспонатами престижных выставок.
На Всероссийской выставке 1902 года в Санкт-Петербурге Константин Николаевич был на втором месте из вятских мастеров по количеству выставленных изделий. Несколько гипсовых произведений Исупова хранится в Вятском художественном музее имени Васнецовых.
К началу XX века у каждого хозяина гипсовой мастерской сформировались огромные коллекции моделей и форм. Это были копии фарфора XVIII–XIX веков, скульптур русских и зарубежных художников, статуи, бюсты, сказочные персонажи. Отливка фигур с моделей и их окраска были доведены до совершенства. С реализацией гипсового товара помогали скупщики, продававшие изделия на ярмарках.
В 1930-е годы в слободе Дымково создали фабрику гипсовых и керамических изделий, где стали делать скульптуры известных политических деятелей. Многие дореволюционные формы были разбиты или спрятаны по чердакам. В 1934 году появилась мастерская товарищества «Кировский художник». Формы для отлива изделий изготовляли профессиональные скульпторы. Это были фигурки балерины, конькобежки, скрипача, пионера, а также наглядные пособия для школ. После войны изделия перестали пользоваться спросом и промысел угас.
В Вятском художественном музее хранится около 50 гипсовых фигур, переданных частным лицом. Реставратор Игорь Трапезников, изучив технологию литья гипса, вернул к жизни многие произведения кустарей-художников: прикрепил отломленные детали и освежил краски.