Косоворотка — рубашка с длинным рукавом. Название произошло от словосочетания «косой ворот». Ворот и разрез на косоворотке находился не по центру, а сбоку, чаще всего слева. Культуролог и академик Дмитрий Лихачёв считает, что это было сделано неспроста и не из эстетических соображений. При активном физическом труде у крестьян не выпадал наружу нательный крестик благодаря такому пошиву ворота. После революции необходимость хранить, да и вообще носить крестик отпала. И тогда косоворотка потеряла актуальность.
Первые изображения косоворотки относят к XV веку. Косоворотка была основой нехитрого гардероба любого русского крестьянина с XV до первой половины XX века. Никакую другую одежду не надевали, не облачившись сначала в эту рубаху.
Встречались рубахи с красным тканьём в клетку и в полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки. У русской традиционной косоворотки разрез с застёжкой был, как правило, смещён влево, реже вправо.
Полотняные косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в качестве нижнего солдатского белья.
Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шелковым шнуровым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.
Косоворотки шили из полотна, шелка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях косоворотки носили с жилетом.
Именно косоворотка явилась основой для возникновения в 1880 году гимнастёрки. Гимнастёрка была впервые введена в Туркестанском военном округе в 1880 году, когда на русскую полотняную косоворотку, выдававшуюся солдатам для гимнастических занятий, прикрепили погоны и разрешили её носить вместе с поясной и плечевой портупеей в строю и вне строя.
У женщин были свои косоворотки длиной до пола, подол и рукава чаще всего могли торчать из-под сарафана, который надевали сверху. У крестьянок было также огромное количество рубах для разных случаев — у незамужних девушек одни, у невест на выданье — другие, у замужних женщин — третьи. На праздники и похороны тоже требовалась отдельная рубаха с тщательно вышитыми «манжетами» и воротниками. Узоры на них несли смысловую символическую нагрузку.
Даже младенцев одевали в косоворотки, а на пеленки перешивали родительские рубахи.