Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кузнецкая крепость»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Бусы, костяная накладка, костяная накладка

0
Открыть в приложении
#1
Бусы, костяная накладка, костяная накладка
#11

Бусы

#2
#5
В Кузнецкой археологической коллекции встречаются стеклянные и пастовые бусы — обычно черного, белого или голубого цветов. Бусы, хранящиеся в музее, состоят из 11 круглых и одночастных зонных бусин, покрытых пастой разных цветов: белого, голубого и синего.

Бусы — одно их древнейших украшений. Три раковины моллюсков с перфорацией, найденные археологами в Израиле и Алжире, и изготовленные приблизительно 90 тысяч лет назад, считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных человеком.

На востоке Марокко в 2007 году были найдены отдельные декорированные и перфорированные раковины, из которых, возможно, состояли бусы. Их возраст — 82 тысячи лет. В пещере Бломбос в ЮАР обнаружили более 40 раковин со следами окраски, чей возраст насчитывает 75 тысяч лет. Следы свидетельствуют о том, что эти раковины использовали для изготовления бус. Кроме того, в археологических памятниках времен палеолита исследователи находят просверленные кости, зубы и другие вещи — вероятно, они служили материалом при изготовлении ожерелий у первобытного человека. Позже появились различного рода камешки с правильно округленным отверстием: алебастр, янтарь, жемчуг и другие.

Стеклянные бусы — одекуй — были одним из самых востребованных привозных товаров в Сибири. Недорогие в производстве бусы выглядели привлекательно и пользовались спросом. Первый якутский воевода Петр Головин доносил в Москву: «… а опричь… одекую и железа юкагиры иных товаров никаких не покупают». Большинство женщин у сибирских народов в качестве украшений носили бусы из нанизанных на нитку разноцветных стеклянных шариков разной величины.
На территории России пастовые бусы встречаются в археологических памятниках разных эпох. Подобные украшения были широко распространены в скифское и гунно-сарматское время, у древнеславянских племен, а также в эпоху средневековья.

Обычно материал, из которого изготавливали бусы, определяет и название, и форму бусин, и способы их получения. Стеклянные бусы собирали из цветного гладкого и граненого бисера в форме цилиндра или кольца. Жемчужные бусы изготавливали из жемчуга одной формы и часто одного размера.

Янтарные — из бусин янтаря шаровой, овальной или многогранной формы с полированной поверхностью. Бусины коралловых бус бывают круглой и овальной форм, но чаще всего в виде палочек разной длины. Для металлических бус выбирали металлические пустотелые, ажурные бусины разных форм и размеров, с декоративной отделкой и без нее. Костяные и деревянные бусины вытачивали на станках и украшали резьбой. Они могли быть самой различной формы. Самым распространенным материалом для таких бус служили моржовая и слоновая кость, а также черное дерево или самшит.
#6
Полное наименование: Бусы
Дата создания: XVII век
Техника: варка стекла, плавка, резка, галтовка
Коллекция: XVII–XVIII вв. Кузнецкий острог — г. Кузнецк. Раскопки разных лет
Правообладатель изображений: Кузнецкая крепость
№ Госкаталога: 6539701
Размеры: 11 шт. диаметром 0,8; 1,1; 1,2; 0,9 см
#12

Костяная накладка

#3
#9
В Кузнецке был развит косторезный промысел, но он имел чисто утилитарное значение. Тонко сделанные, тщательно украшенные вещи в основном были привозными. В музее сохранился образец резной накладки. На выпуклую лицевую сторону нанесен растительный орнамент, изделие отполировано.

Одним из главных центров косторезного ремесла в России было Поморье. Холмогорские резчики владели многими техническими приемами: гравировкой, ажурной резьбой «на проем», высокорельефной и низкорельефной резьбой, умели окрашивать кость в коричневый и зеленый цвет.

Они применяли различные пилы, рашпили, сверла, резцы, буравчики, позволявшие делать в кости тончайшие прорези, создавать миниатюрные рельефные композиции с детальной проработкой формы.
Ярко выраженная художественная направленность обработки кости на холмогорской земле обусловлена рядом причин. На Северной Двине к XVII веку сложились богатые традиции северной русской художественной культуры. Здесь возводились деревянные и каменные здания и храмы, работали резчики по дереву, иконописцы и мастера декоративных росписей, кузнецы, посудники и ювелиры. Книгописцы украшали страницы рукописей красочными миниатюрами и травными пышными орнаментами. В конце XVII — начале XVIII века Холмогоры стали одним из крупнейших культурных центров, сосредоточивших значительные художественные силы. Резьба по кости развивалась в общем русле и во взаимосвязи со всеми другими видами декоративно-прикладного искусства края.

В Сибири одним из центров косторезного промысла являлся Тобольск. Традиционная резьба по кости с древности была распространена у коренных народов Севера — ханты, манси, ненцев. Обилие мамонтовой кости в Приобье также способствовало развитию и процветанию косторезного искусства. Первые упоминания о тобольских резных изделиях из кости относятся к началу XVIII века. В это время изготавливали гребни, табакерки, пороховницы, шкатулки, костяные отделки к оружию, пуговицы и другое. Тогда же тобольские мастера стали делать и первые скульптуры.

В Тобольске также был распространен своеобразный традиционный вид обработки кости — инкрустация. Шкатулки, ящички для шахмат, выполненные из белой кости, украшали узором из кости различных естественных оттенков.
#10
Полное наименование: Костяная накладка
Дата создания: XVII век
Техника: Резьба по кости
Размеры: 10,6×1,5×0,5 см
Коллекция: XVII–XVIII вв. Кузнецкий острог — г. Кузнецк. Раскопки разных лет
Правообладатель изображений: Кузнецкая крепость
№ Госкаталога: 6539906
#13

Костяная накладка

#4
#7
Жители северных районов России традиционно мало занимались сельским хозяйством из-за сложных климатических условий. Зато большое распространение там получили промыслы, ремесла и торговля. Добыча моржовых клыков составляла исконный промысел поморов и жителей северных рек Пинеги, Мезени и Печоры. Зверя били у острова Вайгач и у берегов Новой Земли. В тундре добывали ископаемую кость — «голубую», то есть бивни мамонтов, ценившиеся наравне с клыками моржей. Северная Двина — исконный район скотоводства и торговли скотом, мясом и салом.

Зимой санным путем холмогорцы и двиняне везли свой товар к Архангельску, Москве, а с XVIII века — в Петербург. Трубчатые кости рогатого скота — «цевку» — использовали в косторезном промысле. Ее обезжиривали, распиливали на узкие пластинки, которые хорошо поддавались гравировке, подцветке. Из цевки делали гребни, шла она и на облицовку ларцов.

В Кузнецке был достаточно развит косторезный промысел. Здесь найдены многочисленные заготовки и недоделанные изделия: рукояти для ножей, наконечники стрел, пуговицы и другие. Однако большинство искусно вырезанных костяных пластин украшали дорогие вещи, привезенные издалека, из европейской части России.

На широкой части музейной накладки изображен скоморох, над ним полоса зигзагообразного орнамента, а узкая часть изделия украшена вырезанной мелкой сеткой. Обратная сторона покрыта длинными косыми царапинами. Накладка украшала некое фигурное деревянное изделие, возможно, приклад ружья.

По происхождению всю поделочную кость можно разделить на три группы: скелетные кости, рога и клыки — бивни и панцирь. Выбирали в основном крупные кости конечностей, дающие длинную ровную трубку. Толщина такой костной стенки была довольно большой — до 10 миллиметров. При желании это позволяло выпиливать из кости гладкие пластины или использовать как есть.

Как и деревянные, костяные рукоятки могли быть простыми или укрепленными по торцам металлическими деталями — накладками, заклепками и так далее. Если кость монтировали не в виде накладок, а как цельную трубку, то для этого предпочитали рога мелких антилоп — они имели на поверхности удобные кольца и волны. Такая рукоять ложилась в ладонь, словно врастая, и четко фиксировала пальцы в оптимальном положении. Но все же самым популярным в этих широтах был и остается олений или реже — лосиный рог. Его шершавое покрытие напоминает кору дерева и не требует никакой дополнительной обработки, а основание рога — отличное навершие.
#8
Полное наименование: костяная накладка
Дата создания: XVII век
Техника: Резьба
Размеры: 6,5×1,7×0,35 см
Коллекция: XVII–XVIII вв. Кузнецкий острог — г. Кузнецк. Раскопки разных лет
Правообладатель изображений: Кузнецкая крепость
№ Госкаталога: 6539475
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бусы, костяная накладка, костяная накладка

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%