История узловской земли неразрывно связана с тяжелым шахтерским трудом. В разные годы на территории района функционировали около тридцати шахт, входящих в состав так называемого Подмосковного угольного бассейна. Сегодня действующих предприятий по добыче угля в Узловом больше нет, но о тех временах напоминают работы узловских художников, запечатлевших виды шахтерского края.
Конечно, на этих картинах шахтерский труд несколько романтизирован. Так, на полотне Алексея Рудакова, «Бункера» изображен вид шахты в зимний день. Художник скрупулезно прописал все детали самого строения, выступая даже не столько как живописец, а как документалист. А вот негативную сторону процесса добычи угля — огромную насыпь из пустой породы, называемую терриконом, всегда сопутствующую разрабатываемым угольным месторождениям — Алексей Матвеевич предпочел спрятать за облачным небом и туманом.
Это и понятно: полотно создавалось в 1983 году, когда в СССР за «чрезмерный», а не социалистический реализм легко можно было остаться без государственных заказов и возможности выставляться, что было равносильно запрету на творческую деятельность.
Тем не менее, о том, что труд шахтера тяжел и опасен, говорит цветовая гамма, выбранная художником. В картине преобладают серые и грязно-голубые тона, что создает у зрителя ощущение тревоги. Последнее неудивительно, ведь Рудаков сам не один год проработал на угольной шахте и об этом тяжелом труде знал не понаслышке.
Родился Алексей Матвеевич в 1921 году в селе Колыбелка Дмитряшевского района Воронежской области. В 1932 году его семья переехала в Тульскую область. Обнаружив в себе талант к живописи, он окончил Епифанское педагогическое училище, а затем работал учителем рисования в Каменском районе. Судьбу художника круто изменила война.
Уйдя на фронт добровольцем, Алексей Рудаков был ранен, попал в плен и прошел через самые страшные фашистские лагеря смерти: Освенцим, Бухенвальд и Дору. После освобождения вернулся в Узловую, где работал на шахтах крепильщиком, а позже — художником-оформителем и на протяжении нескольких лет руководил кружком изобразительного искусства в сельском доме культуры. Одновременно с этим участвовал в городских, областных и всесоюзных выставках, причем не только как живописец, но и в качестве резчика по дереву.
Умер Алексей Матвеевич в возрасте 77-ми лет в 1998 году и похоронен на кладбище в поселке Брусянский Узловского района. Большинство работ художника находится в частных коллекциях, в Узловском художественно-краеведческом музее, помимо картины «Бункера», хранится еще двенадцать его полотен.
Конечно, на этих картинах шахтерский труд несколько романтизирован. Так, на полотне Алексея Рудакова, «Бункера» изображен вид шахты в зимний день. Художник скрупулезно прописал все детали самого строения, выступая даже не столько как живописец, а как документалист. А вот негативную сторону процесса добычи угля — огромную насыпь из пустой породы, называемую терриконом, всегда сопутствующую разрабатываемым угольным месторождениям — Алексей Матвеевич предпочел спрятать за облачным небом и туманом.
Это и понятно: полотно создавалось в 1983 году, когда в СССР за «чрезмерный», а не социалистический реализм легко можно было остаться без государственных заказов и возможности выставляться, что было равносильно запрету на творческую деятельность.
Тем не менее, о том, что труд шахтера тяжел и опасен, говорит цветовая гамма, выбранная художником. В картине преобладают серые и грязно-голубые тона, что создает у зрителя ощущение тревоги. Последнее неудивительно, ведь Рудаков сам не один год проработал на угольной шахте и об этом тяжелом труде знал не понаслышке.
Родился Алексей Матвеевич в 1921 году в селе Колыбелка Дмитряшевского района Воронежской области. В 1932 году его семья переехала в Тульскую область. Обнаружив в себе талант к живописи, он окончил Епифанское педагогическое училище, а затем работал учителем рисования в Каменском районе. Судьбу художника круто изменила война.
Уйдя на фронт добровольцем, Алексей Рудаков был ранен, попал в плен и прошел через самые страшные фашистские лагеря смерти: Освенцим, Бухенвальд и Дору. После освобождения вернулся в Узловую, где работал на шахтах крепильщиком, а позже — художником-оформителем и на протяжении нескольких лет руководил кружком изобразительного искусства в сельском доме культуры. Одновременно с этим участвовал в городских, областных и всесоюзных выставках, причем не только как живописец, но и в качестве резчика по дереву.
Умер Алексей Матвеевич в возрасте 77-ми лет в 1998 году и похоронен на кладбище в поселке Брусянский Узловского района. Большинство работ художника находится в частных коллекциях, в Узловском художественно-краеведческом музее, помимо картины «Бункера», хранится еще двенадцать его полотен.