В коллекции Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова хранится бумажник, датируемый концом XVIII — началом XIX века. Внешние стороны бумажника украшены бисерной вышивкой — растительно-цветочным орнаментом. Изнутри бумажник выложен шелком и имеет два отделения. В музей бумажник поступил в 1950 году от жительницы города Ульяновска Марии Идрисовой.
Термин «бумажник» появился в XVII веке и означал в то время сумку для бумаг. Только к ХIХ веку бумажник стал синонимом кошелька. Тогда в моду вошли бумажники продолговатой формы. Они имели два отделения и застежку. Их основой был картон или плотная бумага, покрытая кожей, а также белым или цветным атласом. В России бумажники часто украшали бисерной вышивкой.
Вышивка бисером была распространенным увлечением русской аристократии на рубеже XVIII–XIX веков. Богатые и знатные дамы могли себе позволить приобрести в нужном количестве дорогой бисер и тончайшие английские иголки. Несмотря на то, что рукодельницы пользовались большей частью готовыми рисунками для вышивки, которые попадали в Россию из Германии и Франции, всегда находилось место и для проявления их творческой индивидуальности. Так, например, Михаил Бутурлин пишет в воспоминаниях о своей матери: «Не вышивала она цветов раболепно по рисунку, как делают все женщины, а с живых цветов, которые она группировала, как ей хотелось, перед глазами».
«Бисерная лихорадка» распространилась не только в крупных городах, но и в провинции. Вышивка бисером стала одним из элементов воспитания юных дворянок. В девочках она развивала терпение, усидчивость, аккуратность, внимательность. Высокое мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и бытового образования. Из бисера делали детские игрушки, кошельки и чехлы, обложки и футляры, иконы и жанровые картины, целые гобелены. Причем при изготовлении больших изделий привлекались помощницы из крепостных. Как правило, они вышивали фон, а роскошные букеты и птиц — сама хозяйка (или хозяин, ведь сентиментальная этика рубежа XVIII–XIX веков «заставляла» заниматься рукоделием не только женщин, но и мужчин). А еще бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, чехольчики для мела. В отличие от Европы, в России изделия из бисера почти не делались на продажу. Это было исключительно домашним занятием. Исключения составляли лишь изделия из бисера, производившиеся в женских монастырях, а также крепостными мастерицами в небольших мастерских.