Шаманизм был одним из самых распространенных культов у лесных ненцев, но теперь он практически ушел в прошлое. Виной всему — советская антирелигиозная кампания в 30-е годы XX столетия, именно она нанесла огромный урон традиционной вере северян. Репрессии против шаманов почти полностью уничтожили традиционные мировоззренческие ориентиры, разрушили целостную систему религиозных, моральных, этических знаний ненцев. Открыто проявлять свои религиозные представления они боятся до сих пор.
В недавнем прошлом к шаманам обращались по любому важному поводу: когда заболел кто-то в семье, пришло время отправиться на охоту или пропали олени. Шаманами становились особые люди — ненцы верили, что они избранные. Быть служителями культа могли только мужчины, они совершали ритуальный комплекс действий, который называется камлание — общение с духами. Для этого использовали множество ритуальных предметов и бубен — важнейший из них. Именно он помогал шаману входить в транс и призывать духов для помощи, проводить обряды и предсказывать будущее, путешествовать по другим мирам и защищаться от темных сил. Бубен был, по сути, альтер эго своего владельца, служители культа связывали его с собственной жизненной энергией.
В шаманизме бубен ассоциируется с оленем, на котором шаман ездит по земле, поднимается на небо или спускается в подземное царство. Круглая форма этого предмета тоже имеет сакральное значение: она связывает Верхний и Нижний миры, становится символом Земли. Для проведения обрядов использовали не только бубен, но и другие предметы растительного и животного происхождения. Так, например, в числе ритуальных принадлежностей шамана были кусочки шкуры с передней лапки выдры — священного для ненцев животного.
В экспозиции Губкинского музея освоения Севера представлен бубен, переданный жителем стойбища Паяшата-Косамы Юрием Пяком. Обечайка изготовлена из срубленного ствола хвойного дерева, обтянута кожей самца дикого оленя. Бубен неразрывно связан с колотушкой — инструментом, с помощью которого извлекают ритмичный звук при шаманских камланиях. Колотушка сделана из дерева и напоминает узкую длинную лопатку, один конец которой обтянут мехом.
В недавнем прошлом к шаманам обращались по любому важному поводу: когда заболел кто-то в семье, пришло время отправиться на охоту или пропали олени. Шаманами становились особые люди — ненцы верили, что они избранные. Быть служителями культа могли только мужчины, они совершали ритуальный комплекс действий, который называется камлание — общение с духами. Для этого использовали множество ритуальных предметов и бубен — важнейший из них. Именно он помогал шаману входить в транс и призывать духов для помощи, проводить обряды и предсказывать будущее, путешествовать по другим мирам и защищаться от темных сил. Бубен был, по сути, альтер эго своего владельца, служители культа связывали его с собственной жизненной энергией.
В шаманизме бубен ассоциируется с оленем, на котором шаман ездит по земле, поднимается на небо или спускается в подземное царство. Круглая форма этого предмета тоже имеет сакральное значение: она связывает Верхний и Нижний миры, становится символом Земли. Для проведения обрядов использовали не только бубен, но и другие предметы растительного и животного происхождения. Так, например, в числе ритуальных принадлежностей шамана были кусочки шкуры с передней лапки выдры — священного для ненцев животного.
В экспозиции Губкинского музея освоения Севера представлен бубен, переданный жителем стойбища Паяшата-Косамы Юрием Пяком. Обечайка изготовлена из срубленного ствола хвойного дерева, обтянута кожей самца дикого оленя. Бубен неразрывно связан с колотушкой — инструментом, с помощью которого извлекают ритмичный звук при шаманских камланиях. Колотушка сделана из дерева и напоминает узкую длинную лопатку, один конец которой обтянут мехом.