Бубен у хантов носил название куйп, койм и пэнзяр, у народа манси — койэп. Это был основной атрибут шамана. Остальные же, выступавшие посредниками между человеком и духами, исполняли религиозные функции без бубна и шаманами не считались. У манси бубен был священным музыкальным инструментом, на котором разрешалось играть не всем. Женщина вообще не имела права брать его в руки.
Бубен считался материальным медиумом, при помощи которого шаман призывал добрых духов, изгонял злых. От начала к середине мелодии темп ударов обычно ускорялся, ритм активизировался, а громкость усиливалась. В качестве обтяжки бубна использовались оленья, лосиная и собачья кожа, рисунки на обтяжке, как правило, отсутствовали. При этом наличие рисунков на некоторых бубнах исследователь и хантывед Куста Фредрик Карьялайнен считал заимствованием.
Бубен осмысливался как лодка или олень, иногда как птица, на которых душа шамана отправлялась в путешествие, а колотушка служила веслом либо хореем — шестом, которым ездок погонял оленей. Колотушки, как и бубны, отличались большим разнообразием, но чаще всего изготавливалась плоская, слегка вытянутая лопатка длиной приблизительно 40 см, которую обтягивали оленьим или заячьим мехом.
Рукоять бубна, как правило, представляла собой сук в виде естественной развилки дерева. Однако это могли быть и две прямые палки, которые соединяли в виде крестовины. Отсутствие в большинстве случаев подвесок в полости бубна, разнообразие правил изготовления, хранения, наследования привели исследователей к мнению, что шаманизм в целом у обских угров находился в стадии формирования. Куста Карьялайнен допускал мысль, что в сравнительно недавнем прошлом бубен не являлся сакральным инструментом и его сакрализация явилась результатом чуждого влияния.
Этой же идеи придерживался этнограф Валерий Николаевич Чернецов. Исследователи обращали внимание также на отсутствие у обско-угорских шаманов особого ритуального костюма, что соответствовало простоте в изготовлении и использовании бубна. Сегодня все реже можно встретить шамана с бубном.
Бубен считался материальным медиумом, при помощи которого шаман призывал добрых духов, изгонял злых. От начала к середине мелодии темп ударов обычно ускорялся, ритм активизировался, а громкость усиливалась. В качестве обтяжки бубна использовались оленья, лосиная и собачья кожа, рисунки на обтяжке, как правило, отсутствовали. При этом наличие рисунков на некоторых бубнах исследователь и хантывед Куста Фредрик Карьялайнен считал заимствованием.
Бубен осмысливался как лодка или олень, иногда как птица, на которых душа шамана отправлялась в путешествие, а колотушка служила веслом либо хореем — шестом, которым ездок погонял оленей. Колотушки, как и бубны, отличались большим разнообразием, но чаще всего изготавливалась плоская, слегка вытянутая лопатка длиной приблизительно 40 см, которую обтягивали оленьим или заячьим мехом.
Рукоять бубна, как правило, представляла собой сук в виде естественной развилки дерева. Однако это могли быть и две прямые палки, которые соединяли в виде крестовины. Отсутствие в большинстве случаев подвесок в полости бубна, разнообразие правил изготовления, хранения, наследования привели исследователей к мнению, что шаманизм в целом у обских угров находился в стадии формирования. Куста Карьялайнен допускал мысль, что в сравнительно недавнем прошлом бубен не являлся сакральным инструментом и его сакрализация явилась результатом чуждого влияния.
Этой же идеи придерживался этнограф Валерий Николаевич Чернецов. Исследователи обращали внимание также на отсутствие у обско-угорских шаманов особого ритуального костюма, что соответствовало простоте в изготовлении и использовании бубна. Сегодня все реже можно встретить шамана с бубном.