Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Урай: история и современность»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Бубен

Время создания
2003
Место создания
Ханты-Мансийский АО, Россия
Размер
53x9x5 см
Техника
сшивание
0
Открыть в приложении
#10
Бубен у хантов носил название куйп, койм и пэнзяр, у народа манси — койэп. Это был основной атрибут шамана. Остальные же, выступавшие посредниками между человеком и духами, исполняли религиозные функции без бубна и шаманами не считались. У манси бубен был священным музыкальным инструментом, на котором разрешалось играть не всем. Женщина вообще не имела права брать его в руки.

Бубен считался материальным медиумом, при помощи которого шаман призывал добрых духов, изгонял злых. От начала к середине мелодии темп ударов обычно ускорялся, ритм активизировался, а громкость усиливалась. В качестве обтяжки бубна использовались оленья, лосиная и собачья кожа, рисунки на обтяжке, как правило, отсутствовали. При этом наличие рисунков на некоторых бубнах исследователь и хантывед Куста Фредрик Карьялайнен считал заимствованием.

Бубен осмысливался как лодка или олень, иногда как птица, на которых душа шамана отправлялась в путешествие, а колотушка служила веслом либо хореем — шестом, которым ездок погонял оленей. Колотушки, как и бубны, отличались большим разнообразием, но чаще всего изготавливалась плоская, слегка вытянутая лопатка длиной приблизительно 40 см, которую обтягивали оленьим или заячьим мехом.

Рукоять бубна, как правило, представляла собой сук в виде естественной развилки дерева. Однако это могли быть и две прямые палки, которые соединяли в виде крестовины. Отсутствие в большинстве случаев подвесок в полости бубна, разнообразие правил изготовления, хранения, наследования привели исследователей к мнению, что шаманизм в целом у обских угров находился в стадии формирования. Куста Карьялайнен допускал мысль, что в сравнительно недавнем прошлом бубен не являлся сакральным инструментом и его сакрализация явилась результатом чуждого влияния.

Этой же идеи придерживался этнограф Валерий Николаевич Чернецов. Исследователи обращали внимание также на отсутствие у обско-угорских шаманов особого ритуального костюма, что соответствовало простоте в изготовлении и использовании бубна. Сегодня все реже можно встретить шамана с бубном.
#11
Бубен
#7
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бубен

Время создания
2003
Место создания
Ханты-Мансийский АО, Россия
Размер
53x9x5 см
Техника
сшивание
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%