Дельта-древесина (древеснослоистый пластик или бакелитовая фанера) — вид древесного пластика, являющийся конструкционным материалом и получаемый пластификацией древесного шпона (берёзового) путём пропитки его феноло-формальдегидной смолой под давлением порядка 6 атмосфер и температуре 270 °С, а затем склеивания или прессования. Дельта-древесина имеет в два раза большую, чем обычная древесина, плотность, но значительно превосходит ее по прочности. Она была разработана в 1940 году, применялась в годы Великой Отечественной войны при изготовлении истребителя ЛаГГ-3, а также части фюзеляжа и крыльев самолетов Ил и Як для экономии металлов. Экспонат был подарен музею-заповеднику «Прохоровское поле» в декабре 2017 года при посещении сотрудниками Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова.
Брусок авиационной дельта-древесины
Новосибирский авиазавод ведёт свою историю с 1936 года, в настоящее время является одним из крупнейших самолётостроительных предприятий Российской Федерации.
В конце 1940 года, чкаловцам поручили производство нового самолета-истребителя ЛАГГ-3 (разработчики: Лавочкин, Горбунов, Гудков). Есть легенда о том, что, когда Сталин принимал решение о производстве ЛАГГа, он вначале не поверил в возможность создания негорючего древесного материала и приказал принести образец к нему в кабинет. Затем попробовал поджечь древесину спичкой, а затем золой из трубки. Однако у него ничего не вышло, и вождь открыл ЛАГГ-3 дорогу в жизнь… Кстати, несмотря на недостаточно хорошую маневренность, летчики зачастую вспоминали ЛАГГ добрым словом за его живучесть. В начале Великой Отечественной войны был случай, когда целая четверка «мессершмиттов» пыталась зажечь уже подбитый и падавший ЛАГГ-3, однако зажигательные пули только пронизывали крылья и фюзеляж истребителя. В результате наш пилот умудрился вывести самолет из пикирования и успешно оторваться от преследования. А «мессеры», потеряв ЛАГГ из виду, подумали, что советский истребитель просто воткнулся в землю, ушли. Наш летчик сумел довести израненную машину до аэродрома и успешно сесть. Техники затем насчитали в самолете более 100 пробоин.
Всего за годы войны из цехов завода вышел каждый третий истребитель «Як», построенный в СССР, фактически завод выпускал в день до 33 самолётов, то есть до одного авиационного полка в день.
В послевоенные годы завод стал производить реактивные истребители-перехватчики МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-28П и реактивные двухместные учебно-тренировочные самолёты МиГ-15УТИ. С конца 1950-х годов завод начал осуществлять выпуск истребителей перехватчиков Су-9, Су-11 и Су-15, фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-24. В конце 1980-х на предприятии приступили к производству новейшего многофункционального самолёта четвёртого поколения — Су-27ИБ, которому затем было присвоено обозначение Су-32, впоследствии Су-34.
Брусок авиационной дельта-древесины
