Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История военной техники»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Бронетранспортер БТР-60

Время создания
1963
Место создания
СССР, Горьковский автомобильный завод, г. Горький
Размер
223,5x283x756 см
масса – 9,8 т
Техника
металл, заводское производство
0
Открыть в приложении
#1

Первый в мире серийный массовый четырехосный колесный полноприводной плавающий бронетранспортер

#4
БТР-60 — один из самых массовых бронетранспортёров мира. Принят на вооружение в СССР в 1959 году. Выпускался с 1960 по 1987 год. С одним работающим мотором БТР-60 мог разогнаться по шоссе до 60 км/ч. Мог продолжать движение, потеряв любые два колеса. Экспортировался в десятки стран мира. Воевал на острове Даманский, в Афганистане, Сирии, Египте, Ливане, в Анголе, Ираке и на Гренаде.

БТР-60 — колёсный бронетранспортёр. Бронетранспортёр — «такси» для пехоты, до переднего края. Уже в Первую мировую войну стало ясно, что обычные грузовики не могут быстро ездить по полю боя и к тому же они слишком уязвимы. Так появились первые БТР на базе танков и бронеавтомобилей. Их броня защищала пехоту от осколков при артобстреле.

Красная армия во время Великой Отечественной успешно применяла американские БТРы, пришедшие по ленд-лизу. Также советская пехота ездила на танках и открытых сверху самоходках Су-76.

После войны ленд-лизовские полугусеничные машины заменили на колёсные БТР-40, БТР-152 и гусеничные БТР-50.

Однако в 1950-е годы требования к технике резко возросли. Атомное оружие могли применить даже на уровне батальона, поэтому теперь пехоту нужно было перевозить по бездорожью еще быстрее и защитить от оружия массового поражения. А еще желательно было преодолевать водные преграды без подготовки, с ходу.

Поэтому 13 ноября 1959 года на вооружение приняли новый колёсный БТР-60П (П значит «плавающий»).

БТР-60 был плавающим, имел четыре оси, и все восемь колес — ведущие. 

Колесные БТРы ездили быстрее гусеничных, а расход топлива имели меньше. К тому же колёса меньше шумели. На то время ресурс колёсных движителей был на порядок выше, чем у гусеничных.

Пожалуй, самым важным фактором была унификация БТР-60 по отдельным механизмам (моторы, сцепления, коробки передач и другое) с серийными автомобилями, что удешевляло конструкцию. Требовалось очень много БТР для массовой ядерной войны при массовых потерях, а лишних денег у СССР не было.

Поэтому на БТР-60 поставили не один мощный мотор, а спарку бензиновых двигателей ГАЗ-40П по 90 «лошадей» каждый. Решение спорное, но эти двигатели были дешевле, уже опробованы на Горьковском автозаводе, и работали на дешевом бензине Б-70.

Надо отметить, что в США с 1953 года тоже выпускали БТР M59 с двумя моторами. То есть в то время решение поставить спарку моторов было модным.

Первые две пары колес у БТР-60 были управляемыми, поэтому тяжелая десятитонная машина имела радиус разворота всего 12 м.

Все шины у БТР-60 были пулестойкими и имели централизованную систему регулирования давления воздуха. Благодаря рычажно-торсионной подвеске БТР-60 мог проехать по танковой колее. Также машину оснастили водометом в корме и системой откачки воды.

В итоге БТР-60 мог держаться за танками, сходу преодолевать окопы и траншеи шириной до 2 м и плыть по воде со скоростью до 10 км/ч. Максимальная скорость БТР-60 по шоссе — до 80 км/ч, а запас хода на одной заправке — 500 км.

Отделение управления разместили спереди, за ним — отделение десанта, герметичная перегородка и силовая установка. Экипаж — командир и водитель, плюс 14 человек десанта.

Командир сидел впереди справа, водитель — слева. Десант сидел вдоль бортов открытого сверху отделения. На случай дождя БТР закрывали брезентовым тентом.

Компоновка машины обеспечивала постоянный дифферент (наклон) на корму, что помогало форсировать водные преграды. С этой же целью нижнюю часть корпуса сделали обтекаемой с гладким днищем.

Экипаж и десант защищали листы катаной брони в 6–8 мм. Для сегодняшнего дня такая броня может показаться чрезмерно тонкой, но БТР конца 1950-х годов не должен был штурмовать вражеские позиции — в теории он просто довозил пехоту до поля боя, защищая солдат от осколков снарядов и обычных пуль ручного оружия.

После марта 1961 года БТР-60 был вооружен 7,62-мм пулеметом СГМБ на станке (первые серии БТР-60 не имели штатного пулемета). Также десант мог стрелять из личного оружия через амбразуры в бортах, по три на каждом борту.

С июля 1963 года на Горьковском автозаводе выпускали модификацию БТР-60ПА — с бронекрышей. Десант уменьшился до 10 человек.

А 29 июня 1964 года на вооружение приняли БТР-60ПБ — с башней, гораздо более мощным 14,5-мм пулеметом КВПТ и улучшенной защитой — до 10 мм брони. В обмен пришлось уменьшить десант до 8 человек.

БТР-60 стали одним из наиболее узнаваемых символов Красной армии. На базе БТР-60 создали пункты управления, машины командира батареи, ремонтные машины.

Боевой дебют БТР-60 прошел 15 марта 1969 года против китайских войск на острове Даманский.

Также БТР-60 поставлялся в десятки стран мира. Эти машины сражались в Афганистане, Сирии, Египте, Ливане, в Анголе, Ираке и даже на острове Гренада.
#2
Бронетранспортер БТР-60
#6
Технические характеристики 
Страна производитель СССР
Год производства 1960-1987 (для разных модификаций)
Уникальность Серийный
ЭпохаПослевоенная
ТипБронетранспортер
СерийностьБолее 10000
Интересные факты
Интересный факт 1
Один из самых массовых БТР мира
Интересный факт 2Выпускался до 1987 года
Интересный факт 3С одним работающим мотором БТР-60 мог разогнаться по шоссе до 60 км/ч
Интересный факт 4Мог двигаться, даже потеряв любые два колеса
Интересный факт 5Экспортировался в десятки стран мира
Интересный факт 6Воевал на острове Даманский, в Афганистане, Сирии, Египте, Ливане, в Анголе, Ираке и на Гренаде
Интересный факт 7Участвовал в съемках многих художественных фильмов
Бронирование
Боевая масса Около 10 т
Применяемая броня Катаная, 6-8 мм
Подвижность До 80 км/ч по шоссе, до 10 км/ч по воде
Запас хода на одном баке 500 км
Скорость по шоссе 80 км/ч
Мощность двигателя Два ГАЗ-40П по 90 л. с.
Вооружение
Вооружение № 1 7,62-мм пулемет СГМБ
Боекомплект вооружения № 1 1250 патронов
Вооружение № 2 Гранатомет РПГ-7
Боекомплект вооружения № 2 5 выстрелов
Вооружение № 3 Автомат АК
Боекомплект вооружения № 3 300 патронов
Вооружение № 4 Сигнальный пистолет
Боекомплект вооружения № 4 6 патронов
Вооружение № 5 9 ручных гранат Ф-1
Дополнительно
Экипаж2 человека плюс 14 человек десант (на последующих модификациях 8–10 человек)
Средства связи Радиостанция Р-113
читать дальшескрыть

Бронетранспортер БТР-60

Время создания
1963
Место создания
СССР, Горьковский автомобильный завод, г. Горький
Размер
223,5x283x756 см
масса – 9,8 т
Техника
металл, заводское производство
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%