Броневой поезд (сокращенно бронепоезд, бепо, БП) — изделие, железнодорожная боевая машина, бронированный железнодорожный состав (поезд) для ведения боевых действий в полосе железной дороги, в вооруженных силах, в танковых и других родах войск. Бронепоезда широко применялись в вооруженных конфликтах конца XIX века и первой половины XX века, особенно в странах с развитой сетью железных дорог.
Красной Армией за годы Гражданской войны был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов-бронепоездов. При этом широко использовались такие качества бронепоездов, как быстрота передвижения и маневренность, сила огня, мощная броневая защита. В октябре 1920 года в составе броневых сил Красной Армии имелось 103 бронепоезда.
В годы Великой Отечественной войны бронепоезда обычно действовали в составе дивизионов. Кроме поддержки стрелковых частей, действовавших в полосе железной дороги, они применялись для поражения войск противника в районе важных железнодорожных станций, для защиты побережья и борьбы с артиллерией. Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов, при этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо. По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу легких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов. Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей. Коллектив Орджоникидзевского вагоноремонтного завода имени С. М. Кирова приступил к выполнению задания командования Красной Армии — строительству бронепоезда, в условиях, когда основное оборудование с завода было уже эвакуировано в тыл, поэтому все приходилось делать вручную. В каждом цехе были отобраны рабочие разных специальностей. Самое активное участие в строительстве бронепоезда приняли ветераны завода, строившие бронепоезда еще в гражданскую войну: X.Н. Березов, Г. Т. Вакулин, В. М. Ефремов, В. Г. Скрыпник. В начале 1943 года машинист завода П. А. Бтемиров доставил поезд в Грозный, где с помощью местных железнодорожников паровозного депо подобрали необходимую по габариту броню и провели техническое испытание. 11 сентября 1943 года коллектив Орджоникидзевского вагоноремонтного завода им. С. М. Кирова передал построенный сверх государственного заказа бронепоезд «Владикавказец» представителям Северо-Кавказского фронта. Заводской машинист П. А. Бтемиров повел «Владикавказец» на фронт в район Тамани, где шли упорные бои. В задачу бронепоезда входило прикрытие наступающих частей нашей армии.
В октябре 1943 года на ОВРЗ пришло письмо от экипажа бронепоезда «Владикавказец». В нем говорилось: «Докладываем, что нами за это время уничтожено более пяти тысяч гитлеровских солдат и офицеров, 42 орудия, 47 минометов, 24 автомашины, 20 танков, 85 повозок с боеприпасами и военным снаряжением. Командир дивизиона бронепоездов подполковник И. Суханов».
Красной Армией за годы Гражданской войны был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов-бронепоездов. При этом широко использовались такие качества бронепоездов, как быстрота передвижения и маневренность, сила огня, мощная броневая защита. В октябре 1920 года в составе броневых сил Красной Армии имелось 103 бронепоезда.
В годы Великой Отечественной войны бронепоезда обычно действовали в составе дивизионов. Кроме поддержки стрелковых частей, действовавших в полосе железной дороги, они применялись для поражения войск противника в районе важных железнодорожных станций, для защиты побережья и борьбы с артиллерией. Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов, при этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо. По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу легких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов. Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей. Коллектив Орджоникидзевского вагоноремонтного завода имени С. М. Кирова приступил к выполнению задания командования Красной Армии — строительству бронепоезда, в условиях, когда основное оборудование с завода было уже эвакуировано в тыл, поэтому все приходилось делать вручную. В каждом цехе были отобраны рабочие разных специальностей. Самое активное участие в строительстве бронепоезда приняли ветераны завода, строившие бронепоезда еще в гражданскую войну: X.Н. Березов, Г. Т. Вакулин, В. М. Ефремов, В. Г. Скрыпник. В начале 1943 года машинист завода П. А. Бтемиров доставил поезд в Грозный, где с помощью местных железнодорожников паровозного депо подобрали необходимую по габариту броню и провели техническое испытание. 11 сентября 1943 года коллектив Орджоникидзевского вагоноремонтного завода им. С. М. Кирова передал построенный сверх государственного заказа бронепоезд «Владикавказец» представителям Северо-Кавказского фронта. Заводской машинист П. А. Бтемиров повел «Владикавказец» на фронт в район Тамани, где шли упорные бои. В задачу бронепоезда входило прикрытие наступающих частей нашей армии.
В октябре 1943 года на ОВРЗ пришло письмо от экипажа бронепоезда «Владикавказец». В нем говорилось: «Докладываем, что нами за это время уничтожено более пяти тысяч гитлеровских солдат и офицеров, 42 орудия, 47 минометов, 24 автомашины, 20 танков, 85 повозок с боеприпасами и военным снаряжением. Командир дивизиона бронепоездов подполковник И. Суханов».