В экспозиции музея представлена фотография начала XX века со свадьбы Хайнриха Глича — члена династии Глич, влиятельной и богатой семьи фабрикантов из немецкой колонии Сарепта.
В основу свадебного обряда сарептских гернгутеров — представителей протестантизма — была положена специфическая система взглядов на взаимоотношения между людьми и Богом — «религия брака». Женщина рассматривалась в качестве невесты Иисуса Христа, временно вышедшей замуж за его представителя. Поэтому ей должно быть неважно, за кого выходить замуж, лишь бы спутник земной жизни был истинным христианином, членом братской общины.
Поэтому до 1823 года браки в Сарепте заключались по жребию. Такой обряд был также основан на убеждении в необходимости божественного руководства важными сторонами жизни людей. Считалось, что человек легко может ошибиться в выборе супруга и поэтому этого старались избежать при помощи жребия. Гернгутеры верили, что при жеребьевке бог указывает им верное решение.
Существовала в Сарепте и другая форма брака. Руководство могло предложить в жены кому-либо из холостых братьев общины несколько кандидатур незамужних сестер общины, соответствующих сану, возрасту и роду занятий жениха.
Девушке, на которую падал выбор, сообщалось об этом. Затем, после основательного обдумывания и разрешения родителей, молодые люди обручались в кирхе в присутствии нескольких свидетелей. Об обручении пары сообщалось на собраниях общины каждое воскресенье. Спустя некоторое время обрученные венчались и скромно отмечали свадьбу.
Браки гернгутеров с представителями других христианских конфессий, как правило, были невозможны. Однако в случае вступления в сарептскую общину представителей близких конфессий — реформатской, евангелическо-лютеранской — дирекция разрешала такие браки после определенного испытательного срока. Учитывались многие обстоятельства — возможность общины предоставить условия для проживания, искренность веры, согласие девушки, родителей и старейшин общины.
Нравы в общине гернгутеров были особенно строги в части добрачных отношений. Юноши и девушки проживали отдельно в хоровых домах. Днем они были заняты по хозяйству или в учебе. Им нельзя было разговаривать при встрече, встречаться тайком, ухаживать и оказывать знаки внимания, что-либо дарить.
За их нравственностью и поведением наблюдали надзиратели хоров и руководители колонии. На виновных в добрачной связи накладывали церковное наказание, обязывали обвенчаться или совсем исключали из церковной общины.
После отмены брака по жребию сарептские гернгутеры стали жениться по любви. Свадьбе предшествовало обручение жениха и невесты. Девушка могла отказать юноше в предложении руки, если не любила его. Родители могли помочь ей советами, но решение она принимала самостоятельно.
Венчание в кирхе было очень торжественным и волнующим событием не только для брачующихся, но и для всей общины. Отношение к браку у сарептян было очень серьезным. В Сарепте практически не было разводов, незаконнорожденных детей.
В основу свадебного обряда сарептских гернгутеров — представителей протестантизма — была положена специфическая система взглядов на взаимоотношения между людьми и Богом — «религия брака». Женщина рассматривалась в качестве невесты Иисуса Христа, временно вышедшей замуж за его представителя. Поэтому ей должно быть неважно, за кого выходить замуж, лишь бы спутник земной жизни был истинным христианином, членом братской общины.
Поэтому до 1823 года браки в Сарепте заключались по жребию. Такой обряд был также основан на убеждении в необходимости божественного руководства важными сторонами жизни людей. Считалось, что человек легко может ошибиться в выборе супруга и поэтому этого старались избежать при помощи жребия. Гернгутеры верили, что при жеребьевке бог указывает им верное решение.
Существовала в Сарепте и другая форма брака. Руководство могло предложить в жены кому-либо из холостых братьев общины несколько кандидатур незамужних сестер общины, соответствующих сану, возрасту и роду занятий жениха.
Девушке, на которую падал выбор, сообщалось об этом. Затем, после основательного обдумывания и разрешения родителей, молодые люди обручались в кирхе в присутствии нескольких свидетелей. Об обручении пары сообщалось на собраниях общины каждое воскресенье. Спустя некоторое время обрученные венчались и скромно отмечали свадьбу.
Браки гернгутеров с представителями других христианских конфессий, как правило, были невозможны. Однако в случае вступления в сарептскую общину представителей близких конфессий — реформатской, евангелическо-лютеранской — дирекция разрешала такие браки после определенного испытательного срока. Учитывались многие обстоятельства — возможность общины предоставить условия для проживания, искренность веры, согласие девушки, родителей и старейшин общины.
Нравы в общине гернгутеров были особенно строги в части добрачных отношений. Юноши и девушки проживали отдельно в хоровых домах. Днем они были заняты по хозяйству или в учебе. Им нельзя было разговаривать при встрече, встречаться тайком, ухаживать и оказывать знаки внимания, что-либо дарить.
За их нравственностью и поведением наблюдали надзиратели хоров и руководители колонии. На виновных в добрачной связи накладывали церковное наказание, обязывали обвенчаться или совсем исключали из церковной общины.
После отмены брака по жребию сарептские гернгутеры стали жениться по любви. Свадьбе предшествовало обручение жениха и невесты. Девушка могла отказать юноше в предложении руки, если не любила его. Родители могли помочь ей советами, но решение она принимала самостоятельно.
Венчание в кирхе было очень торжественным и волнующим событием не только для брачующихся, но и для всей общины. Отношение к браку у сарептян было очень серьезным. В Сарепте практически не было разводов, незаконнорожденных детей.