Своё название Горная Шория получила от малочисленного народа шорцев, предки которых издавна жили на территории юго-восточной части Западной Сибири. Традиции и обычаи коренного населения нашли отражение в творчестве художников Кузбасса. Произведение с красивым звучным названием «Мелодия» посвятил самобытной шорской культуре междуреченский живописец Борис Васильевич Чесноков. На картине автор изобразил женщину, одетую в шорский национальный костюм. Этнический наряд зелёного цвета, украшенный ярким контрастным орнаментом, впечатляет колоритом и богатством вышивки у ворота и на обшлагах рукавов халата.
Героиня играет на кай-комусе — шорском музыкальном щипковом двухструнном инструменте. Его изготавливают из тала или кедра сказители-кайчи. Он имеет две струны из конского волоса. Дека кай-комуса — из деревянной пластинки. Инструмент этот обычно украшается рисунками. Шорцы, живущие в Хакассии, часто обтягивают комус кожей. В местах соприкосновения с русской культурой появился новый музыкальный инструмент типа русской балалайки. Исполнитель держит комус на коленях и ударяет по струнам плектром. Под аккомпанемент кай-комуса обычно поют шорские песни и героические поэмы, сказания о богатырях, исполняемые горловым пением «каем» или речитативом. Инструмент заставляет картину звучать. По замыслу автора, «мелодия льётся» на фоне прекрасной природы Шории. Шорские протяжные песни всегда проникнуты любовью к родному краю, родным и близким, чувством тоски и грусти человека, оказавшегося за пределами своей родины и родного очага.
Мелодия кай-комуса наполняет полотно Бориса Чеснокова, донося до зрителя «песнь Горной Шории».
При создании картины автору, Борису Чеснокову, позировала участница Шорского национального фольклорно-этнографического ансамбля «Ойун» города Междуреченска. В переводе с шорского «ойун» означает «игра молодости и радости». Ансамбль «Ойун», отметивший в 2016 году своё тридцатилетие, является активным участником всех значимых шорских праздников и мероприятий, таких как Пайрам, Чыл Пажы, Дни шорской культуры, съезды шорского народа, областные фестивали, многочисленные культурные мероприятия в городе и отдаленных посёлках Междуреченского городского округа. У ансамбля много наград за большую работу в области возрождения шорской культуры.
Героиня играет на кай-комусе — шорском музыкальном щипковом двухструнном инструменте. Его изготавливают из тала или кедра сказители-кайчи. Он имеет две струны из конского волоса. Дека кай-комуса — из деревянной пластинки. Инструмент этот обычно украшается рисунками. Шорцы, живущие в Хакассии, часто обтягивают комус кожей. В местах соприкосновения с русской культурой появился новый музыкальный инструмент типа русской балалайки. Исполнитель держит комус на коленях и ударяет по струнам плектром. Под аккомпанемент кай-комуса обычно поют шорские песни и героические поэмы, сказания о богатырях, исполняемые горловым пением «каем» или речитативом. Инструмент заставляет картину звучать. По замыслу автора, «мелодия льётся» на фоне прекрасной природы Шории. Шорские протяжные песни всегда проникнуты любовью к родному краю, родным и близким, чувством тоски и грусти человека, оказавшегося за пределами своей родины и родного очага.
Мелодия кай-комуса наполняет полотно Бориса Чеснокова, донося до зрителя «песнь Горной Шории».
При создании картины автору, Борису Чеснокову, позировала участница Шорского национального фольклорно-этнографического ансамбля «Ойун» города Междуреченска. В переводе с шорского «ойун» означает «игра молодости и радости». Ансамбль «Ойун», отметивший в 2016 году своё тридцатилетие, является активным участником всех значимых шорских праздников и мероприятий, таких как Пайрам, Чыл Пажы, Дни шорской культуры, съезды шорского народа, областные фестивали, многочисленные культурные мероприятия в городе и отдаленных посёлках Междуреченского городского округа. У ансамбля много наград за большую работу в области возрождения шорской культуры.