Крещение Иисуса Христа святым Иоанном Предтечей (Крестителем) — последним из пророков Ветхого Завета, проповедником «покаяния во отпущение грехов» — входит в число главных двунадесятых праздников, отмечаемых 19 января (по новому стилю). Это великое событие именуется также Богоявлением, поскольку, согласно текстам Евангелия, после погружения Спасителя в воду отверзлись небеса, и Дух Божий, в виде голубя, сошел на Него. По преданию, течение реки Иордан неожиданно «обратилось вспять». Традиционно на иконах Богоявления в центре композиции изображается Спаситель, погруженный в реку Иордан, протекающую на фоне гористого пейзажа. С левой стороны обычно пишется святой Иоанн Предтеча, совершающий Крещение Господа, с правой три ангела, склоняющихся ко Христу. В верхней части, как правило, представлен Господь Саваоф, а в лучах, исходящих от него, Святой Дух в виде голубя.
Древнейшая икона этого сюжета, представленная в экспозиции, выполнена в первой половине XVII века, по всей видимости, вологодским мастером. На верхнем поле частично сохранилась надпись: «Богоявление Господа Нашего Иисуса Христа». Воды Иордана, принявшие Спасителя, изображены в центре композиции, разделяя образ на левую и правую части. В левой части написан святой Иоанн Предтеча и будто прячущиеся за горой «фарисеи и саддукеи». В правой части представлены три склонившихся ангела, держащие покровы в своих руках.
Лики выполнены светлыми охрами с графичной обводкой отдельных черт, локальными притенениями и высветлениями. Колорит построен на гармоничном сочетании светлой охры, красного, синего и зеленого цветов. Святой Иоанн Предтеча облачен в темные сине-зеленые одежды. Ангелы одеты в разные по цвету одежды: желтые, красные и зеленоватые. Горки написаны светлыми охрами с выделенными белилами лещадками и навершиями, оформленными разными оттенками зеленого. Воды Иордана исполнены зеленым цветом. Образ Господа Саваофа написан в красном круге с золотистыми звездами
Древнейшая икона этого сюжета, представленная в экспозиции, выполнена в первой половине XVII века, по всей видимости, вологодским мастером. На верхнем поле частично сохранилась надпись: «Богоявление Господа Нашего Иисуса Христа». Воды Иордана, принявшие Спасителя, изображены в центре композиции, разделяя образ на левую и правую части. В левой части написан святой Иоанн Предтеча и будто прячущиеся за горой «фарисеи и саддукеи». В правой части представлены три склонившихся ангела, держащие покровы в своих руках.
Лики выполнены светлыми охрами с графичной обводкой отдельных черт, локальными притенениями и высветлениями. Колорит построен на гармоничном сочетании светлой охры, красного, синего и зеленого цветов. Святой Иоанн Предтеча облачен в темные сине-зеленые одежды. Ангелы одеты в разные по цвету одежды: желтые, красные и зеленоватые. Горки написаны светлыми охрами с выделенными белилами лещадками и навершиями, оформленными разными оттенками зеленого. Воды Иордана исполнены зеленым цветом. Образ Господа Саваофа написан в красном круге с золотистыми звездами