Икона Богоматери, именуемая «Знамение», изображает Марию, молитвенно поднявшую руки. На груди у нее — благословляющий Богомладенец Спас Эммануил. Такое изображение относится к числу самых первых иконописных образов.
Появление в Сибири иконы именно этого типа связано с именем первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. В 1620 году он учредил в Сибирской губернии Тобольскую епархию. Ее первым архиепископом стал Киприан, который прибыл из Спасского Хутынского монастыря в Великом Новгороде. Столетиями любимейшей святыней и главной заступницей новгородцев оставалась икона «Знамение Божией Матери» — она не раз спасала город и его жителей от всяческих напастей.
Образ Богоматери «Знамение», хранящийся в Томском музее, создан в конце XVII — начале XVII века. Он почти буквально повторяет черты знаменитого новгородского прототипа. Это и положение фигуры Марии, и жест ее рук, и форма мафория — длинного женского покрывала. Младенец показан взрослым, даже суровым. Строгость образу придают угловато-острые от жестких белильных линий черты, линия плотно сжатых уст. В письме ликов доминируют золотисто-коричневые тона. Белилами на переносице Богоматери создан оживок, или движок, — блик, придающий выпуклость изображению.
Светло-оливковый хитон Младенца с темным препоясанием украшен штрихами сусального золота и серебра. В иконописи это называется золочением на ассист — штрихи могли наносить на складки одежды, перья, крылья ангелов, купола и другие детали образа. Ассист символизирует присутствие божественного света на иконе. Мафорий и хитон Богоматери моделируются складками твореной коптели. Так называют способ имитации золота серебром: листики сусального серебра коптили особым образом, и оно приобретало цвет потемневшего золота на старой иконе.
Стиль исполнения и качество материалов указывает на то, что образ был создан в Тобольске мастерами, имевшими хорошую выучку. Использование коптели для украшения одеяний Девы Марии позволяет исследователям предположить, что в XIX веке образ побывал в руках мстёрского мастера-реставратора. Мстёра — поселок во Владимирской области, который славится своими иконописцами. В архивных документах XVIII–XIX веков неоднократно упоминаются «владимирские иконники», которые расписывали местные храмы, создавали и «поновляли ветхие образа».
Появление в Сибири иконы именно этого типа связано с именем первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. В 1620 году он учредил в Сибирской губернии Тобольскую епархию. Ее первым архиепископом стал Киприан, который прибыл из Спасского Хутынского монастыря в Великом Новгороде. Столетиями любимейшей святыней и главной заступницей новгородцев оставалась икона «Знамение Божией Матери» — она не раз спасала город и его жителей от всяческих напастей.
Образ Богоматери «Знамение», хранящийся в Томском музее, создан в конце XVII — начале XVII века. Он почти буквально повторяет черты знаменитого новгородского прототипа. Это и положение фигуры Марии, и жест ее рук, и форма мафория — длинного женского покрывала. Младенец показан взрослым, даже суровым. Строгость образу придают угловато-острые от жестких белильных линий черты, линия плотно сжатых уст. В письме ликов доминируют золотисто-коричневые тона. Белилами на переносице Богоматери создан оживок, или движок, — блик, придающий выпуклость изображению.
Светло-оливковый хитон Младенца с темным препоясанием украшен штрихами сусального золота и серебра. В иконописи это называется золочением на ассист — штрихи могли наносить на складки одежды, перья, крылья ангелов, купола и другие детали образа. Ассист символизирует присутствие божественного света на иконе. Мафорий и хитон Богоматери моделируются складками твореной коптели. Так называют способ имитации золота серебром: листики сусального серебра коптили особым образом, и оно приобретало цвет потемневшего золота на старой иконе.
Стиль исполнения и качество материалов указывает на то, что образ был создан в Тобольске мастерами, имевшими хорошую выучку. Использование коптели для украшения одеяний Девы Марии позволяет исследователям предположить, что в XIX веке образ побывал в руках мстёрского мастера-реставратора. Мстёра — поселок во Владимирской области, который славится своими иконописцами. В архивных документах XVIII–XIX веков неоднократно упоминаются «владимирские иконники», которые расписывали местные храмы, создавали и «поновляли ветхие образа».