Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Томский областной художественный музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь «Знамение»

Время создания
конец ХVII — начало XVIII века
Место создания
Тобольск
Размер
31x27,2 см
Техника
дерево, паволока, левкас, темпера
2
Открыть в приложении
#1
Богоматерь «Знамение»
#2
Икона Богоматери, именуемая «Знамение», изображает Марию, молитвенно поднявшую руки. На груди у нее — благословляющий Богомладенец Спас Эммануил. Такое изображение относится к числу самых первых иконописных образов.

Появление в Сибири иконы именно этого типа связано с именем первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. В 1620 году он учредил в Сибирской губернии Тобольскую епархию. Ее первым архиепископом стал Киприан, который прибыл из Спасского Хутынского монастыря в Великом Новгороде. Столетиями любимейшей святыней и главной заступницей новгородцев оставалась икона «Знамение Божией Матери» — она не раз спасала город и его жителей от всяческих напастей.

Образ Богоматери «Знамение», хранящийся в Томском музее, создан в конце XVII — начале XVII века. Он почти буквально повторяет черты знаменитого новгородского прототипа. Это и положение фигуры Марии, и жест ее рук, и форма мафория — длинного женского покрывала. Младенец показан взрослым, даже суровым. Строгость образу придают угловато-острые от жестких белильных линий черты, линия плотно сжатых уст. В письме ликов доминируют золотисто-коричневые тона. Белилами на переносице Богоматери создан оживок, или движок, — блик, придающий выпуклость изображению.

Светло-оливковый хитон Младенца с темным препоясанием украшен штрихами сусального золота и серебра. В иконописи это называется золочением на ассист — штрихи могли наносить на складки одежды, перья, крылья ангелов, купола и другие детали образа. Ассист символизирует присутствие божественного света на иконе. Мафорий и хитон Богоматери моделируются складками твореной коптели. Так называют способ имитации золота серебром: листики сусального серебра коптили особым образом, и оно приобретало цвет потемневшего золота на старой иконе.

Стиль исполнения и качество материалов указывает на то, что образ был создан в Тобольске мастерами, имевшими хорошую выучку. Использование коптели для украшения одеяний Девы Марии позволяет исследователям предположить, что в XIX веке образ побывал в руках мстёрского мастера-реставратора. Мстёра — поселок во Владимирской области, который славится своими иконописцами. В архивных документах XVIII–XIX веков неоднократно упоминаются «владимирские иконники», которые расписывали местные храмы, создавали и «поновляли ветхие образа».
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь «Знамение»

Время создания
конец ХVII — начало XVIII века
Место создания
Тобольск
Размер
31x27,2 см
Техника
дерево, паволока, левкас, темпера
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%