Богоматерь Тихвинская со Сказанием
Время создания
1678 год
Размер
202x162 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
4
Открыть в приложении#1
Сергиев Р.
Богоматерь Тихвинская, со Сказанием
#2
#3
Из Успенского собора (1507–1515 гг.) Тихвинского Успенского монастыря.
#4
Успенский собор Тихвинского Успенского монастыря. 1507–1515 гг.
#5
Сюжет и иконография
#6
Изображение Богоматери Тихвинской в среднике восходит к прославленной чудотворной иконе, по преданию, явившейся в 1383 г. на реке Тихвинке в пределах Новгородской земли. В честь обретения святыни основывается Успенский монастырь и появляются многочисленные повторения древнего образа.
«Богоматерь Тихвинская» — один из вариантов Богоматери Одигитрии (греч. — путеводительница), в котором младенец Христос изображен сидящим на левой руке Богородицы. Особенностью извода является также положение правой ступни Спасителя, развернутой на зрителя.
В 26 клеймах, обрамляющих средник иконы, разворачивается подробное повествование на сюжет созданного на Руси на рубеже XV–XVI вв. «Сказания о чудесах иконы «Богоматери Тихвинской». Расположение клейм нетрадиционно: рассказ начинается в левом нижнем углу и продолжается в композициях, огибающих средник по часовой стрелке.
«Богоматерь Тихвинская» — один из вариантов Богоматери Одигитрии (греч. — путеводительница), в котором младенец Христос изображен сидящим на левой руке Богородицы. Особенностью извода является также положение правой ступни Спасителя, развернутой на зрителя.
В 26 клеймах, обрамляющих средник иконы, разворачивается подробное повествование на сюжет созданного на Руси на рубеже XV–XVI вв. «Сказания о чудесах иконы «Богоматери Тихвинской». Расположение клейм нетрадиционно: рассказ начинается в левом нижнем углу и продолжается в композициях, огибающих средник по часовой стрелке.
#7
Сведения об иконописце
#8
Родион Сергиев (Иродион Сергеев; ок. 1615 — 1689/1690) — иконописец, на протяжении 1640-1680-х гг. возглавлявший иконописную мастерскую Успенского Тихвинского монастыря, в которой создавались иконы не только для храмов самой обители, но и всего Тихвина. Кроме того, художник выполнял ежегодные царские заказы, писал образы для новгородского Софийского дома, северных русских монастырей (Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского, Троицко-Зеленецкого), московских и новгородских именитых людей. На основании письменных источников установлено, что Родионом Сергиевым было написано около 500 икон, из которых до нас дошли лишь немногие: к настоящему времени в музейных собраниях страны выявлено семь икон этого мастера.
В 1658 г. Родион Сергиев составил новый текст «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», проиллюстрировав его миниатюрами. Эта роскошная лицевая рукопись, хранившаяся в Тихвинском монастыре вплоть до начала XX столетия, не дошла до наших дней.
В 1658 г. Родион Сергиев составил новый текст «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», проиллюстрировав его миниатюрами. Эта роскошная лицевая рукопись, хранившаяся в Тихвинском монастыре вплоть до начала XX столетия, не дошла до наших дней.
#9
Художественные особенности
#10
В облике иконы обращает на себя внимание некоторое несоответствие живописи средника с ярко выраженными чертами развитого стиля XVII в. и клейм, следующих в своих художественных решениях образцам предшествующего столетия. Такая сознательная архаизация может быть объяснена ориентацией художника Родиона Сергиева на древние иконы местного ряда и стремлением к сохранению стилистического единства сложившегося в XVI в. ансамбля иконостаса Успенского собора.
#11
Новгородский музей-заповедник
читать дальшескрыть
Богоматерь Тихвинская со Сказанием
Время создания
1678 год
Размер
202x162 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться