Богоматерь Одигитрия Шуйско-Смоленская
Время создания
Начало XIX века
Размер
111,5x91 см
111,5х91х4 см
111,5х91х4 см
Техника
Дерево, темпера, резьба
0
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Богоматерь Одигитрия Шуйско-Смоленская
#3
#2
Образ «Богоматерь Одигитрия Шуйско-Смоленская» написали в начале XIX века мастера из Ивановской области, предположительно из города Палеха или Кинешмы. В иконографическом типе Одигитрии, что в переводе означает «Указующая путь», с начала I тысячелетия изображали Богородицу и Иисуса-младенца на её левой руке. Голова Божьей матери повёрнута к нему и слегка склонена.
Вариант Одигитрии Шуйско-Смоленской впервые появился в XVII веке в городе Шуя Владимирской губернии. Исследователи предполагают, что это была копия более древнего образа. Одигитрия Шуйско-Смоленская отличается от других тем, что Иисус сидит с высоко поднятой правой ногой и держит себя за пятку. Его левая нога касается правой руки Богородицы. Божья Матерь на иконе облачена в мафорий — большой прямоугольный платок, который носили замужние женщины. Здесь он задрапирован сложнее, чем на других образах.
Вариант Одигитрии Шуйско-Смоленской впервые появился в XVII веке в городе Шуя Владимирской губернии. Исследователи предполагают, что это была копия более древнего образа. Одигитрия Шуйско-Смоленская отличается от других тем, что Иисус сидит с высоко поднятой правой ногой и держит себя за пятку. Его левая нога касается правой руки Богородицы. Божья Матерь на иконе облачена в мафорий — большой прямоугольный платок, который носили замужние женщины. Здесь он задрапирован сложнее, чем на других образах.
#4
Техника
#5
Икону написали на деревянной основе. Для основного изображения мастера вырезали углубление, в иконописи его называют ковчегом. Обычно он прямоугольный, но на этом образе верхняя часть фигурная. Доску покрыли льняной тканью — паволокой и несколькими слоями левкаса — специальной смеси мела, клея и масла. После над иконой работали резчики, они нанесли на рамку и сам ковчег резные орнаменты. Затем шёл живописный слой. Фон писали жёлтой охрой, её изготавливали из ржавчины и глины. <br>
<div>Охристый слой получался плотным, равномерным и долго сохранял цвет. Лики писали темперой — специальной краской на основе порошкового пигмента и яичного желтка. В те годы темперу разбавляли не только яйцом, но и варёным льняным маслом. </div><div><br></div><div>Некоторые элементы на иконе выполнены масляным красками, которые тогда только начинали использовать в монастырских мастерских. <br></div>
#7
Рамка иконы покрыта голубой краской на основе лазурита и узорами из сусального золота, а на одеждах Иисуса виден ассист — штрихи из этого драгоценного металла.
#6
В XX веке образ находился в частной коллекции собирателя икон Виктора Самсонова в Санкт-Петербурге. В 1996 году 400 экспонатов из его домашнего музея, в том числе и икону «Богоматерь Шуйско-Смоленскую», приобрёл Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа. В 2011 году их передали в Государственный художественный музей Ханты-Мансийска.
#8
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Богоматерь Одигитрия Шуйско-Смоленская
Время создания
Начало XIX века
Размер
111,5x91 см
111,5х91х4 см
111,5х91х4 см
Техника
Дерево, темпера, резьба
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться