Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XV−XX веков из фондов ГХМ ХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь Одигитрия Шуйско-Смоленская

Время создания
Начало XIX века
Размер
111,5x91 см
111,5х91х4 см
Техника
Дерево, темпера, резьба
0
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Богоматерь Одигитрия Шуйско-Смоленская
#3

Иконография

#2
Образ «Богоматерь Одигитрия Шуйско-Смоленская» написали в начале XIX века мастера из Ивановской области, предположительно из города Палеха или Кинешмы. В иконографическом типе Одигитрии, что в переводе означает «Указующая путь», с начала I тысячелетия изображали Богородицу и Иисуса-младенца на её левой руке. Голова Божьей матери повёрнута к нему и слегка склонена. 

Вариант Одигитрии Шуйско-Смоленской впервые появился в XVII веке в городе Шуя Владимирской губернии. Исследователи предполагают, что это была копия более древнего образа. Одигитрия Шуйско-Смоленская отличается от других тем, что Иисус сидит с высоко поднятой правой ногой и держит себя за пятку. Его левая нога касается правой руки Богородицы. Божья Матерь на иконе облачена в мафорий — большой прямоугольный платок, который носили замужние женщины. Здесь он задрапирован сложнее, чем на других образах.
#4

Техника

#5
Икону написали на деревянной основе. Для основного изображения мастера вырезали углубление, в иконописи его называют ковчегом. Обычно он прямоугольный, но на этом образе верхняя часть фигурная. Доску покрыли льняной тканью — паволокой и несколькими слоями левкаса — специальной смеси мела, клея и масла. После над иконой работали резчики, они нанесли на рамку и сам ковчег резные орнаменты. Затем шёл живописный слой. Фон писали жёлтой охрой, её изготавливали из ржавчины и глины. <br>

<div>Охристый слой получался плотным, равномерным и долго сохранял цвет. Лики писали темперой — специальной краской на основе порошкового пигмента и яичного желтка. В те годы темперу разбавляли не только яйцом, но и варёным льняным маслом. </div><div><br></div><div>Некоторые элементы на иконе выполнены масляным красками, которые тогда только начинали использовать в монастырских мастерских. <br></div>
#7
Рамка иконы покрыта голубой краской на основе лазурита и узорами из сусального золота, а на одеждах Иисуса виден ассист — штрихи из этого драгоценного металла.
#6
В XX веке образ находился в частной коллекции собирателя икон Виктора Самсонова в Санкт-Петербурге. В 1996 году 400 экспонатов из его домашнего музея, в том числе и икону «Богоматерь Шуйско-Смоленскую», приобрёл Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа. В 2011 году их передали в Государственный художественный музей Ханты-Мансийска.
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь Одигитрия Шуйско-Смоленская

Время создания
Начало XIX века
Размер
111,5x91 см
111,5х91х4 см
Техника
Дерево, темпера, резьба
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%