Богородица на иконе изображена в образе Царицы Небесной. В центральной части — среднике — представлена коронованная Богоматерь на престоле, на левой руке её восседает Младенец. Богородица держит в руке скипетр, Христос — державу. За престолом стоят ангелы, двое из них держат зерцала — прозрачные сферы — с инициалами Христа.
1 / 2
Богоматерь на престоле
Время создания
1680-е годы
Размер
194x171 см
Техника
Темпера
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#4
Автор неизвестен
Богоматерь на престоле
#7
#8
Для ярославской иконописи конца XVII века была характерна описательность: многие образы были сложными и многосюжетными. 36 миниатюрных клейм на этой иконе посвящены земной жизни Богоматери, явлениям и чудесам, которые с ней связывают, а также пророчествам. В нижнем ряду расположены иллюстрации к песнопениям в честь Пресвятой Девы.
#9
Большая часть сюжетов, которые изображены на клеймах, заимствована из сочинения «Небо Новое» Иоанникия Галятовского. Духовный писатель на основе разных источников собрал около 450 рассказов о Богородице и сгруппировал их по темам: «Чуда Пресвятои Богородицы от образов Ея», «Чуда Пресвятои Богородицы Иверской» и многим другим. Впервые книга была издана во Львове в середине XVII века.
#10
Из сочинения черпали сюжеты многие русские иконописцы, некоторые предания становились у художников очень популярными. Например, история о святом Германе, который еще в детстве увидел в храме икону Богоматери с младенцем Христом на руках. Однако ребенок на образе был таким же реалистичным, как и сам мальчик: Герман протянул Младенцу яблоко, и тот взял его. Этот наивный и трогательный сюжет встречается и в других произведениях ярославской церковной живописи.
#11
Икона находилась в церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе Ярославля. Образ написан на доске из трех частей, скрепленных двумя шпонками. Его создали местные ярославские мастера. Колорит характерен для ярославской иконописи второй половины XVII века: насыщенные красный и зелёный, обилие золота на фоне. Художники ориентировались на творчество Семена Спиридонова Холмогорца, который приезжал в Ярославль в 1670–1680 годы и работал здесь.
#5
Центральную часть иконы полностью раскрыли во Всероссийском реставрационном центре имени Игоря Грабаря. Этот термин подразумевает очищение от старых покрытий и дополнительных записей до оригинального авторского изображения. Клейма сохранились хуже, их раскрыли лишь частично.
Фотография из книги Н. Г. Первухина «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле», 1913 год.
#6
Лик Богоматери. Фрагмент иконы в процессе реставрации.
Произведение реставрировали с перерывами почти 40 лет. Специалисты постепенно вернули образу первоначальный облик. Особенно заметна была перемена в лике самой Девы Марии: оказалось, что ее голова была прямо поставлена на поздней записи, а на оригинальном изображении Богородица чуть склонялась к Младенцу.
#12
Ярославский музей-заповедник
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Богоматерь на престоле
Время создания
1680-е годы
Размер
194x171 см
Техника
Темпера
Коллекция
Выставка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться